Израиль и Турция начали переговоры о поставках газа в ЕС

Проект может стоить от $1,5 млрд и позволит прокачивать 10–20 млрд куб. м газа в год
Месторождение «Левиафан» на шельфе Средиземного (Левантийского) моря находится в 135 км к западу от израильской Хайфы/ Emmanuel DUNAND / AFP

Анкара и Тель-Авив обсуждают строительство газопровода от крупнейшего израильского месторождения «Левиафан» в Средиземном море в Турцию для дальнейшей транспортировки сырья в Южную Европу. Переговоры об этом идут с 9 марта, когда в Анкаре президент Израиля Ицхак Герцог встретился с президентом Турции Реджепом Эрдоганом, а в ближайшие месяцы могут последовать конкретные решения по маршруту трубопровода, сообщило Reuters со ссылкой на неназванного высокопоставленного турецкого чиновника. Сейчас на этом месторождении добывается около 12 млрд куб. м газа в год.

По словам источника агентства, Турция заинтересована как в транзите газа с «Левиафана», так и в его покупке для диверсификации внутреннего потребления. Эрдоган 25 марта открыто заявил, что кооперация в области газа «находится среди тех областей, опираясь на которые Турция и Израиль могут восстановить качество двусторонних отношений». Подробности тогда он не раскрыл.

Собеседники Reuters в турецком и иракском правительствах добавляли, что обсуждается вопрос потенциального использования израильской инфраструктуры для прокачки газа из Иракского Курдистана в Европу. Именно с этим они связывают нанесение Ираном 13 марта ракетного удара по столице курдской автономии Эрбилю, хотя официально целью были заявлены некие «секретные израильские объекты».

Месторождение «Левиафан» на шельфе Средиземного (Левантийского) моря находится в 135 км к западу от израильской Хайфы. Его разработка ведется с 2020 г. американской Chevron и израильскими компаниями NewMed Energy и Ratio Oil. По оценкам геологической службы США, объем извлекаемых запасов месторождения – около 3,4 трлн куб. м. Они сопоставимы с Заполярным месторождением «Газпрома» в ЯНАО, запасы которого 3,3 трлн куб. м; начальные запасы крупнейшего в России Уренгойского месторождения составляли 10,9 трлн куб. м. Сейчас газ с «Левиафана» идет в Израиль, Ливан и Египет.

В 2018 г. было подписано и соглашение с Грецией, Италией и Кипром о строительстве газопровода EastMed (Восточный Средиземноморский) мощностью до 20 млрд куб. м газа в год от израильского шельфа через остров Крит и Грецию в Италию. Разрабатывающие «Левиафан» компании планируют нарастить добычу до 21 млрд куб. м в год (сроки выхода на эти объемы не назывались).

Даже на фоне наблюдавшегося в последние годы политического ухудшения турецко-израильских отношений экономические связи двух стран в целом оставались практически на прежнем уровне, говорит ведущий научный сотрудник отдела Израиля Института востоковедения РАН Дмитрий Марьясис. «Сейчас же есть сигналы о том, что и политические отношения двух стран могут потеплеть», – сказал он «Ведомостям».

На фоне начала Россией военной операции на Украине ЕС заявил об ускорении планов по снижению энергетической зависимости от РФ. В начале марта 2022 г. Международное энергетическое агентство (МЭА) составило план снижения газовой зависимости Евросоюза (ЕС) от России на 50 млрд куб. м в год. Объем поставок «Газпромом» в ЕС в 2021 г. агентство оценивало в 155 млрд куб. м (около 45% импорта газа в Европу). 28 марта канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что ФРГ попытается отказаться от поставок угля и нефти из России уже в 2022 г. При этом Москва инициировала перевод расчетов за поставки газа в ЕС в рубли. При этом пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков 28 марта, отвечая на вопрос журналистов, возможно ли прекращение поставок газа в ЕС, ответил: «То, что мы не будем бесплатно поставлять газ, это однозначно. Это можно сказать с абсолютной уверенностью».

В сложившейся ситуации ЕС готов переплачивать за диверсификацию поставок газа, отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. С учетом имеющейся ресурсной базы мощность газопровода от «Левиафана» может составить 10–15 млрд куб. м в год, оценивает он. Строительство, по словам Юшкова, «даже при благоприятной ситуации» займет около трех лет. В 2027 г. ожидается запуск новых мощностей по выпуску сжиженного природного газа (СПГ) из Германии, Катара, США и Австралии, что приведет к снижению цен, считает аналитик. «В этой ситуации Израилю потребуются гарантии возврата инвестиций, без которых прокладывать подобный газопровод нет смысла», – считает он.

По мнению директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василия Тануркова, практически единственным возможным вариантом трассировки является прокладка полностью подводного трубопровода, берущего начало на месторождении и выходящего на берег в турецком Джейхане. По оценке эксперта, стоимость такого проекта мощностью 10–15 млрд куб. м в год составит порядка $1,5 млрд. С учетом текущего состояния проекта максимальная мощность газопровода не превысит 21 млрд куб. м в год, считает управляющий партнер КПМГ Антон Усов. Он считает, что «с учетом текущей геополитической ситуации» проект найдет поддержку, несмотря на слабую его проработку.

Спотовые цены на газ в Европе начали стремительно расти еще в прошлом году, а 7 марта 2022 г. на фоне обострения конфликта на Украине они достигли рекордных $4000 за 1000 куб. м. По данным биржи ICE, 29 марта на голландском хабе TTF стоимость апрельского фьючерса поднималась до $1330 за 1000 куб. м.