«Сбер Еаптека» будет продавать БАДы в том числе через отделения Сбербанка

Это одна из самых быстрорастущих категорий товаров, поэтому она активно привлекает новых игроков
Евгений Разумный / Ведомости

Сервис онлайн-заказа лекарств «Сбер Еаптека», принадлежащий группе компаний «Р-фарм» Алексея Репика и Сбербанку, начал продавать собственную линейку биологически активных добавок (БАД) под брендом Love Botanica. Соответствующая продукция появилась на сайте площадки, обнаружили «Ведомости». Представитель «Сбер Еаптеки» рассказал, что в дальнейшем БАДы появятся в продаже и в физических аптеках компании, а также в аптечных пунктах в отделениях Сбербанка, которых в России уже насчитывается почти 100. Они расположены в крупных городах, например в Иркутске, Ижевске, Казани, Нижнем Новгороде, Перми и Саранске.

В линейку добавок «Сбер Еаптека» входят восемь продуктов, включающих витамины C и D, а также комплексы – седативные, для дыхания, похудения и проч. Стоимость представленных на сайте добавок варьируется от 695 до 995 руб. Выпускаются они, согласно данным сайта, на площадках «Фармакор продакшн». Запрос в эту компанию остался без ответа.

В дальнейшем «Сбер Еаптека» может расширить пул контрактных производителей, пояснил ее представитель. По его словам, решение об увеличении ассортимента будет принято по итогам результатов продаж текущей линейки.

Инвестиции в проект «Сбер Еаптека» не раскрывает. Управляющий партнер специализирующейся на фармацевтике консалтинговой компании «Проектирование систем управления» Павел Лисовский считает, что для аптеки они нулевые, все расходы берет на себя производитель добавок. По словам эксперта, рынок БАДов очень сильно перенасыщен: компаний, работающих тут, много, а размещать свою продукцию им негде, аптеки от них отказываются или для максимизации дохода предлагают поставщикам выпускать добавки эксклюзивно для них и под другими брендами. Так что производители постоянно ищут новые рынки сбыта, поэтому риски площадок, на которых они продаются, минимальны, пояснил Лисовский.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценил инвестиции в разработку дизайна упаковки, регистрацию товарного знака и т. д. в несколько миллионов рублей (но не более 5 млн руб.).

За счет роста популярности добавок во время пандемии COVID-19, развития собственных торговых марок (СТМ) и онлайн-площадок БАДы стали самой быстрорастущей категорией среди всего аптечного ассортимента, говорится в отчете аналитической компании DSM Group. В 2021 г. их розничные продажи увеличились на 11,3% в годовом выражении – до 85,6 млрд руб. В натуральном выражении рост составил 0,9% – до 341 млн упаковок. Причем последние три года емкость рынка почти не меняется: прирост составляет 1–2% в год. СТМ в 2021 г. занимали около 9% аптечных продаж добавок в упаковках и около 5% в рублях. При этом маржинальность собственных торговых марок вдвое выше, чем у обычных БАДов, следует из отчета DSM Group.

Представитель «Сбер Еаптеки» не стал раскрывать ни себестоимость, ни прогнозные показатели выручки или доли направления БАД в обороте. Оценить эти цифры затруднился и генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. Себестоимость производства БАДов на контрактных площадках зависит от качества и используемых ингредиентов, на одном заводе могут производиться как дорогие, так и дешевые продукты, пояснил он. Для запуска и наращивания продаж собственной линейки добавок потребуются инвестиции в продвижение. «Чем больше вкладываешь в БАДы, тем лучше они продаются». Шуляк добавляет, что аптеки обычно стараются делать наценку на добавки не менее 50%, тогда как на собственные торговые марки БАДов она может достигать 100% и более. За счет СТМ компании пытаются получить дополнительную прибыль, резюмирует он.

Конкретно «Сбер Еаптеке» надо повышать доходность, говорит Лисовский. Он объясняет, что компания не может увеличить наценку на товары, так как тогда пропадут заказы, поэтому она повышает маржинальность за счет доппродаж. Но опыт других интернет-площадок и не только аптечных показывает, что этот инструмент работает очень плохо. «Продать покупателю то, что он не собирался купить, без фармспециалиста почти невозможно», – резюмирует эксперт. Бурмистров, в свою очередь, считает, что с помощью рекомендаций СТМ в онлайне вполне можно увеличить средний чек. По его словам, в перспективе доля добавок в обороте у компании может составить 3–5%.

Концентрация производителей в сегменте пищевых добавок довольно высокая – топ-20 компаний занимает 62,1% рынка. В 2021 г. лидером стала компания «Эвалар» с выручкой 13,8 млрд руб. и долей 16,2%. Далее следуют Solgar Vitamin and Herb (6,1 млрд руб. и 7,2%), PharmaMed (4,5 млрд руб. и 5,3%) и «Квадрат-С» (3,3 млрд руб. и 3,8%). На рынок биологических добавок выходят и игроки из смежных отраслей. Группа компаний «Инвитро», специализирующаяся на лабораторной диагностике и медицинской помощи, начала продавать шесть позиций БАДов под собственной торговой маркой. В мае этим же займется и медицинская лаборатория «Лабквест», сообщала заместитель генерального директора компании Ирина Артюшина. По ее словам, она будет реализовывать такую продукцию через медицинские офисы с сохранением торговой марки производителя и с добавлением своего бренда. «Сбер Еаптека» не планирует конкурировать с каким-либо брендом БАДов или целенаправленно занимать долю на рынке добавок, пояснил представитель компании. По его словам, она продолжает стратегию по запуску собственных брендов, в декабре 2021 г. она уже начала продавать генетические тесты под маркой Health Solution. БАДы – хорошая категория с точки зрения развития бренда, формирования лояльности и узнаваемости, согласен Бурмистров.