Германия из-за энергокризиса реанимирует угольные электростанции

Эта вынужденная мера затормозит переход на зеленую энергетику в Европе, считают эксперты
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), производство электроэнергии на угольных ТЭС в Европе в 2021 г. выросло более чем на 11%/ Ina FASSBENDER / AFP

Министерство экономики Германии подготовило нормативный акт (чрезвычайный указ), согласно которому в случае прекращения поставок российского газа в ФРГ могут возобновить работу законсервированные угольные и мазутные ТЭС, сообщил 24 мая Bloomberg со ссылкой на источники.

Ожидается, что загрузка угольной генерации будет носить временный характер и рассматривается как вынужденная мера. «Краткосрочное использование угольных электростанций <...> станет возможным по требованию, если возникнет такая необходимость», – говорится в тексте указа, который цитирует агентство. Уточняется, что данное решение принимается с учетом ранее объявленных планов Германии по ускорению перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и отказу от угольной генерации к 2030 г.

Восстановление угольной энергетики в Германии и Европе – наиболее простое и быстрое решение проблемы энергообеспечения, считает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Он также отметил, что вопросы декарбонизации немцы могут решать с помощью развития систем улавливания и хранения углерода (CCS), как это уже делает Китай. Кроме того, продолжает эксперт, ФРГ продолжает развивать рынок торговли квотами на выбросы углекислого газа, чтобы угольные ТЭС платили за генерируемые объемы СО2.

Поскольку решение об отказе от российского угля в ЕС уже принято, рассуждает аналитик «Финама» Алексей Калачев, Германии и остальной Европе остается рассчитывать на поставки из Австралии и США. Он не исключает, что европейцам, возможно, придется прибегнуть и к расконсервации ранее закрытых европейских угольных шахт. «География экспортных потоков может претерпеть глобальные изменения: уголь из Австралии или Индонезии может направиться на дорогой европейский рынок, в то время как на рынках Юго-Восточной Азии он будет вытесняться более дешевым российским углем», – считает аналитик.

Замещение российского экспорта угля – весьма непростая задача для ФРГ, добавляет консультант Vygon Consulting Иван Тимонин. «Здесь нужно учитывать два важных фактора. Первый – существенная неопределенность в отношении поставок из Индонезии, где в начале 2021 г. был введен временный запрет на экспорт на фоне формирования дефицита на внутреннем рынке. И второй – вопрос цены. Морская транспортировка угля из АТР увеличит затраты примерно на $30/т по сравнению с маршрутами из России», – говорит он.

По мнению Гришунина, уголь в Германию будет поставляться из США, Канады и Австралии. «Стоимость, разумеется, вырастет. Уже сейчас ценник составляет $350/т энергетического угля и с приближением августа достигнет $400/т», – добавил он.

Тенденция по реанимированию угольных ТЭС в ФРГ и других странах ЕС усилилась в марте – апреле 2022 г., после начала СВО на Украине и снижения потребления в ЕС энергоносителей из России. Как писали «Ведомости», «угольный ренессанс» начался еще в 2021 г. на фоне глобального энергокризиса. В прошлом году спрос на электроэнергию начал резко расти из-за восстановления мировой экономики после пандемии коронавируса в 2020 г., открытия границ и активизации путешествий. Но энергокомпании, особенно в ЕС, не успевали наращивать выработку. Вставшие из-за продолжительной безветренной погоды ветроэлектростанции и пустые подземные хранилища газа (ПХГ) в Европе усугубляли ситуацию.

В итоге к осени 2021 г. спотовые цены на газ в Европе начали бить рекорды, достигнув в декабре $2200 за 1000 куб. м, что стало максимальным значением за всю историю наблюдений (дороже газ в Европе торговался только в марте 2022 г.). В этой ситуации для энергокомпаний менее экологичный, но более дешевый уголь стал фактически безальтернативным топливом («Ведомости» писали об этом 25 апреля).

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), производство электроэнергии на угольных ТЭС в Европе в 2021 г. выросло более чем на 11%, а выработка газовых блоков снизилась на 1% (абсолютные цифры по выработке агентство не приводило). Рост потребления угля в мировой энергетике идет вразрез с ужесточением экологических требований и активными призывами к декарбонизации. Европейская «зеленая сделка» (European Green Deal), принятая Еврокомиссией в декабре 2019 г., предполагает, что страны ЕС должны стать углеродно нейтральными к 2050 г. Об отказе к 2040 г. от угля, считающегося грязным топливом из-за высокой эмиссии СО2, уже объявили порядка 50 стран («Ведомости» писали об этом 1 февраля).

Калачев полагает, что в текущих условиях темпы глобального энергоперехода с ископаемого топлива на ВИЭ будут снижаться, а ранее намеченные сроки – «сдвигаться вправо». Гришунин называет объявленные ранее планы по переходу на ВИЭ «изначально неосуществимыми». «Теперь для ЕС появился отличный повод их не исполнять, ссылаясь на форс-мажор», – резюмировал он.