Коридору Москва – Петербург не хватает беспилотников

Планы по поставке техники для проекта остались только у «Камаза»
Пока непонятно, удастся ли найти грузовые беспилотники для трассы между Москвой и Петербургом
Пока непонятно, удастся ли найти грузовые беспилотники для трассы между Москвой и Петербургом / Андрей Гордеев / Ведомости

Проект беспилотного логистического коридора (БЛК), который должен заработать на скоростной автодороге M11 Москва – Санкт-Петербург, испытывает трудности из-за неопределенности с поставками высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). Об этом «Ведомостям» сообщил источник, близкий к Минтрансу. Сейчас обсуждается несколько вариантов решения вопросов по проекту и корректировки финансовой модели, но проект «в любом случае состоится в ранее намеченные сроки», добавил он.

Представитель Минтранса лишь сказал «Ведомостям», что срок старта проекта БЛК назначен на конец 2023 г. и планов менять этот срок нет.

Признает сложности с наличием беспилотников, которые должны быть испытаны на М11, и заместитель директора логистической компании ПЭК Вадим Филатов. «Мы встали в очередь к «Камазу». Пообщались с крупными иностранными производителями, и все сказали: доступа к технологиям не будет. Если российский грузовик будет, то попробовать хотелось бы», – сказал он.

Филатов добавил, что оценить коммерческую эффективность беспилотной перевозки пока невозможно.

БЛК на трассе M11 предполагает оснащение автодороги инфраструктурой для грузового беспилотного транспорта. Проект предполагается реализовать в экспериментальном правовом режиме (пока движение беспилотников по дорогам общего пользования в России запрещено). Оператор БЛК – госкомпания «Автодор». Объем капвложений составляет 7,97 млрд руб., 2,14 млрд руб. из которых потребуются на хабы для приема и отправления беспилотников в Московской и Ленинградской областях. Первые тестовые заезды на участках БЛК должны состояться в конце 2022 г., запуск беспилотников по всей длине коридора намечен на конец 2023 г., когда «Автодор» достроит обход Твери на М11.

Основными провайдерами ВАТС для проекта должны были стать «Камаз», Evocargo и Volvo с маркетплейсом Ozon. Представитель «Камаза» сказал «Ведомостям», что компания передаст в этом году один беспилотник для проекта, в следующем – еще пять, в 2024 г. – 50.

При этом из презентации Минтранса от декабря 2021 г. следовало, что в 2022 г. российский производитель предоставит четыре грузовика с функциями автономного вождения, а в 2023–2024 гг. – еще 30 («Ведомости» писали об этом 22 декабря). Тогда представитель «Камаза» пояснял, что речь шла об использовании на БЛК автомобиля последнего поколения К5 (модель 54901) с дизельным двигателем, полуприцепом и классом автономности 3+. Это означает наличие системы адаптивного круиз-контроля: она требует присутствия водителя и не позволит ему убирать руки с руля. Стоимость такой машины в ценах прошлого года была около 15 млн руб., что в 2 раза дороже обычного тягача этой модели.

Evocargo штатно продолжает реализацию проекта по разработке беспилотного электрического грузовика, говорит гендиректор компании Андрей Большаков. Он отметил, что этот проект связан «с существующим видением рынка и пакетом предзаказов», а не проектом БЛК как таковым. «Но в случае готовности трассы, регуляторики и при наличии свободной платформы у нас мы рассмотрим участие в нем. Ходовой прототип Evo-3 (крупнотоннажного грузовика. – «Ведомости») в конце лета должен быть полностью готов», – сказал Большаков «Ведомостям».

Минтранс в своих планах возлагал большие надежды на Evocargo. Ведомство планировало, что в 2024 г. для БЛК будет поставлено в общей сложности 175 ВАТС, 110 из которых – полностью беспилотные грузовики производства Evocargo. «У нас есть версия с водителем – это в любом случае промежуточный технологический шаг», – отмечает Большаков.

Volvo прекратила развивать бизнес в России из-за СВО на Украине, поэтому их совместная разработка с Ozon подвисла, сказал «Ведомостям» источник, знакомый с планами компаний.

В X5 отмечают, что объем грузов, перевезенных компанией по трассе М11, незначительно снизился с начала года по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Мы продолжаем участие в проекте БЛК, сказал представитель ритейлера «Ведомостям».

Globaltruck не исключает, что «с учетом необходимости пересмотра ряда условий срок реализации проекта может быть сдвинут на год-два», но в большей мере на эти сроки влияют другие участники проекта, передал через представителя гендиректор компании Илья Саттаров. «Со своей стороны мы продолжаем видеть значительные перспективы в использовании современных беспилотных технологий в автомобильной отрасли», – добавил он.

Представитель ГК «Автодор» перенаправил вопросы «Ведомостей» к профильному вице-премьеру Андрею Белоусову. Представители вице-премьера, а также Минпромторга, компаний «Деловые линии», «Почты России», НТИ «Автонет» и Ozon на вопросы не ответили.

Идея БЛК как эксперимента по перевозке грузов беспилотниками на М11 вполне имеет право на жизнь, но никакого практического смысла в этой истории нет, считает директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его словам, если рассматривать этот проект именно как эксперимент, то, скорее всего, несколько беспилотных грузовиков найти удастся.