Продажи спортивных товаров на маркетплейсах за полгода утроились

Это связано в том числе с закрытием магазинов крупных западных брендов, таких как Adidas, Nike и Reebok
Повышенный интерес к спортивным товарам появился у россиян лишь во II квартале 2022 г.
Повышенный интерес к спортивным товарам появился у россиян лишь во II квартале 2022 г. / Евгений Разумный / Ведомости

Продажи спортивных товаров на двух крупнейших по обороту маркетплейсах, Wildberries и Ozon, в первом полугодии 2022 г. выросли в 2,6 раза к аналогичному периоду прошлого года до 26,2 млн шт. Такие данные «Ведомостям» предоставил сервис Moneyplace, который анализирует работу интернет-ритейлеров. Оборот двух интернет-магазинов в категориях «спортивный инвентарь и одежда для занятий физкультурой», по данным ​​Moneyplace, с января по июнь при этом утроился, составив 32,6 млрд руб.

Представители самих маркетплейсов увеличение интереса россиян к спортивным товарам подтверждают. За первые пять месяцев 2022 г. продажи такой продукции на Ozon в натуральном выражении выросли в 3,5 раза к аналогичному периоду прошлого года, рассказал представитель интернет-ритейлера. По его словам, оборот у него в этой категории за этот же период почти утроился (абсолютные данные компания не раскрывает). Представитель Wildberries предоставил данные лишь за I квартал 2022 г. По его словам, продажи спортивных инвентаря, одежды и питания в штуках за это время почти удвоились. А в денежном выражении был зафиксирован двукратный рост, до 11 млрд руб., сказал он. Востребованность спорттоваров отметил и представитель «Яндекс.Маркета»: в январе – марте 2022 г. оборот в этом сегменте увеличился в 2,8 раза, сообщил представитель маркетплейса, другие данные он также не предоставил.

Самой быстрорастущей категорией, судя по данным Moneyplace, стала спортивная одежда: за первое полугодие пользователи сервисов приобрели в 5,4 раза больше таких товаров, чем годом ранее (2,6 млн единиц). Примерно на столько же составил рост и в деньгах – в 5,3 раза до 3,3 млрд руб. Причем в 2022 г. ряд новых компаний уже потеснили иностранных производителей в перечне самых продаваемых на площадках брендов. Например, на Ozon вместо американской New Balance в топ-7 теперь входят узбекская Uzcotton, а также российские «Опт-мода» и «Апрель». Также утроились продажи товаров для отдыха и туризма (до 1,9 млн штук). А в денежном эквиваленте они продемонстрировали почти четырехкратное увеличение (до 3,1 млрд руб.). Наименьший прирост показали тренажеры: их продажи в натуральном выражении увеличились в 1,7 раза (до 4,7 млн шт.), а в денежном – в 2,2 раза (до 6 млрд руб.).

Повышенный интерес к спортивным товарам появился у россиян лишь во II квартале 2022 г., до этого наблюдалось падение спроса на 15–20% как в натуральном, так и в денежном выражении, говорит представитель аналитического ресурса «Чек индекс» (принадлежит оператору фискальных данных «Платформы ОФД»). Причем, по его словам, за спортинвентарем и одеждой люди отправились именно на интернет-площадки: онлайн-продажи во II квартале выросли на 19% в натуральном выражении и на 2% в денежном, хотя средний чек снизился на 8% год к году до 2916 руб. Традиционные офлайн-магазины же показывали менее впечатляющую динамику. Их оборот и продажи в штуках во II квартале снизились на 8–9%, а средний размер покупки остался практически на прежнем уровне – 2182 руб., следует из данных «Чек индекса».

Закрытие магазинов ведущих иностранных брендов спортивных товаров и снижение покупательной способности переориентировало клиентов в онлайн, где вместе с покупкой остатков зарубежной продукции они приобретают и новые марки, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он напоминает, что такие компании, как Adidas и Reebok, прекратили работу монобрендовых магазинов, закрыл свои точки и Decathlon. Бенефициарами ухода иностранцев, по мнению Бурмистрова, станет российский ритейлер «Спортмастер» и крупные универсальные маркетплейсы, расширяющие поставки товаров по параллельному импорту.

Трафик торговых центров, как и покупательная способность населения, действительно падают, согласился управляющий делами компании «Спортмастер» Сергей Агибалов. Но, по его словам, «Спортмастер» удерживает свои позиции по оборотам, наращивая долю онлайн-продаж. Компания рассчитывает довести ее до 25% от всего оборота. У сети «Кант» (занимается профессиональным оборудованием для нескольких видов спорта) продажи сейчас «более планомерные» и с небольшим ростом относительно 2021  г., особенно по таким категориям, как бег, туризм и велоспорт, говорит ее управляющий партнер Антон Виноградов. По его словам, сейчас в компании порядка 28% продаж приходятся на онлайн как в собственном интернет-магазине, так и на маркетплейсах.

Годовой онлайн-рынок спортивных товаров, по данным аналитической компании Data Insight (считают с июля 2020 г. по июнь 2021 г.), составил 81,5 млрд руб. (+57% год к году). За это время было продано 35,6 млн товаров (+73%). Ее аналитики брали в расчет показатели 39 специализированных магазинов и двух крупнейших маркетплейсов – Wildberries и Ozon.