В рамках развития Севморпути будут модернизировать северные верфи
Объем вложений по этому направлению может превысить 100 млрд рублейВ рамках проекта по развитию Северного морского пути (СМП) на период до 2035 г. предполагается модернизация судостроительных и судоремонтных мощностей на пути пролегания этого логистического коридора. Об этом 15 июля сообщил «Интерфакс» со ссылкой на протокол заседания госкомиссии по Арктике, которое прошло 23 июня. В пресс-службе аппарата вице-премьера Юрия Трутнева, возглавляющего эту госкомиссию, информацию «Ведомостям» подтвердили.
План развития СМП на период до 2035 г. правительство планирует утвердить до 1 августа. Среди прочего он предполагает развитие флота, судостроения и судоремонта на данном направлении. В частности, речь идет о строительстве 153 судов, включая 12 ледоколов и 46 судов аварийно-спасательного флота. Не уточняется, какие именно предприятия планируется модернизировать.
Общий объем финансирования плана может составить порядка 2 трлн руб., добавили в пресс-службе вице-премьера. Помимо указанного этот план включает в себя развитие экспортной грузовой базы на СМП, создание контейнерного оператора международных перевозок на данном направлении, модернизацию и строительство портовой инфраструктуры и подходов, а также формирование арктической спутниковой группировки и обеспечение информационных услуг в акватории Севморпути.
Гендиректор Объединенной судостроительной компании (ОСК) Алексей Рахманов говорил на ПМЭФе в этом году, что важную роль в строительстве крупнотоннажного флота (такие суда нужны на СМП. – «Ведомости») играет судостроительный комплекс «Звезда» на Дальнем Востоке. Но его мощностей недостаточно для реализации объемов в одиночку, поэтому «помощь ему будет оказывать СЗ «Северная Верфь» после модернизации», пояснял топ-менеджер. Также рассматривается возможность постройки судов в сухом доке в Севастополе, говорил он. В ОСК на момент публикации на вопросы «Ведомостей» не ответили.
В России сейчас действует порядка 150 крупных и малых судоремонтных предприятий, большинство из которых требует модернизации, говорит источник «Ведомостей» в судоходной компании.
О Северном морском пути (СМП)
Северный морской путь растянулся на 5600 км от Мурманска до Владивостока вдоль российского побережья морей Северного Ледовитого и Тихого океанов. Навигация в восточном секторе Севморпути зимой сейчас невозможна без ледокольной проводки. Толщина льда там достигает 3 м. В 2021 г. грузопоток на СМП составил 34,9 млн т. К 2024 г. по СМП планируется перевозить уже 80 млн т в год, к 2030 г. – 150 млн т, а к 2035 г. – 220 млн т.
В первую очередь модернизированы будут предприятия в Мурманской и Архангельской областях, так как они расположены возле СМП, говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. По его словам, там знают условия судоходства по СМП и требования, которые предъявляются к таким судам. «После сдачи судов транспортные расходы будут минимальными, так как длительного перехода к будущему месту эксплуатации не потребуется», – отметил он.
По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, в рамках проекта будут модернизированы судостроительные заводы «КБ «Рубин-Север», «ПО «Севмаш», «ЦС «Звездочка», а также судоремонтные предприятия «10СРЗ» и БТОФ. Все они располагаются в Архангельской и Мурманской областях. Объем вложений в модернизацию этих верфей, по оценкам аналитика, может превысить 100 млрд руб.
В течение пяти–семи лет из-за фокуса господдержки на строительстве верфи «Звезда» были критически недофинансированы проекты, связанные с модернизацией и обновлением Балтийского завода, «Северной верфи» и Выборгского завода, отмечает гендиректор «Infoline–аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценкам, совокупные потребности в инвестициях в модернизацию этих предприятий могут составить 30–40 млрд руб.
«Решение о модернизации предприятий здравое, и его оперативная реализации позволит обеспечить более сбалансированное развитие отрасли и снижение зависимости от зарубежных поставок судового комплектующего оборудования», – считает он.
«Ведомости» направили вопросы в «Росатом» и Росморпорт.