Tetra Pak оставила менеджерам активы и задачи

Ее новым владельцам придется заново искать поставщиков и материалы
Tetra Pak – основной поставщик картонной асептической упаковки для молочной продукции и также поставляет упаковку для вина и прохладительных напитков/ Ведомости

Шведская Tetra Pak приняла решение о передаче своего российского бизнеса местному топ-менеджменту. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте компании. Там сказано, что новая структура будет функционировать в качестве независимой организации с новым названием.

Такое решение, как следует из сообщения компании, стало следствием санкций в отношении России и перебоев в цепочках поставок. Из-за этого компания больше не может продолжать поддержку операционной деятельности в данном регионе. Передача бизнеса местной команде позволит «обеспечить непрерывность бизнеса заказчиков, а также сохранить доступность продуктов первой необходимости».

Новая компания теперь будет управлять производственными мощностями, в том числе заводом Tetra Pak в Лобне. На сайте Tetra Pak сказано, что это крупнейшее предприятие в Восточной Европе по производству упаковки для жидких пищевых продуктов. Войдут ли в сделку запатентованные компанией технологии, пока не ясно.

О том, кому конкретно будет передан российский бизнес Tetra Pak, в сообщении не говорится. По данным «СПАРК-Интерфакса», 11 июля генеральный директор АО «Тетра пак» Александр Криволапов и глава ее совета директоров Игорь Акимов создали ООО «Итон инвестментс», которое специализируется в том числе на производстве гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары. Является ли «Итон инвестментс» новым названием российского подразделения Tetra Pak, неизвестно. Связаться с Криволаповым и Акимовым не удалось.

Tetra Pak – основной поставщик картонной асептической упаковки для молочной продукции и обеспечивает ею большую часть российского рынка, говорил ранее «Ведомостям» представитель отраслевого объединения «Союзмолоко». По его данным, упаковка используется для ультрапастеризованного и стерилизованного молока, а также ультрапастеризованных и стерилизованных сливок, кисломолочной продукции, включая жидкие молочные продукты для детского питания, и отдельных видов сыров – всего около 2,9–3,1 млрд единиц продукции. Tetra Pak также поставляет упаковку для вина и прохладительных напитков. Выручка компании в прошлом году составила около 49 млрд руб., что на 17% превысило показатели 2020 г., чистая прибыль – 4,1 млрд руб.

Условия передачи российского бизнеса шведского холдинга местным топ-менеджерам не раскрываются. Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что сделка может быть либо безденежной, либо предусматривает отсрочку платежей. Сейчас менеджмент вряд ли имеет возможность заплатить за эти активы, учитывая предстоящие инвестиции, рассуждает он. Решение компании, по его словам, могло быть связано как с требованиями регулирующих органов, так и планами по снижению рисков невыполнения обязательств перед партнерами и сотрудниками.

Менеджменту придется решать проблемы с поставками комплектующих, в том числе красок и пищевой упаковки, говорит Бурмистров. В марте Tetra Pak уведомила российских клиентов о временном сокращении ассортимента пищевой упаковки из-за дефицита комплектующих, писала газета «Коммерсантъ». В июне компания даже обратилась к шведским властям с просьбой разрешить ей продолжить поставку товаров, несмотря на санкции Евросоюза, сообщало издание Dagens Nyheter. Компания утверждала, что фабрика холдинга в России производит семь из 10 упаковок молока и соков, используемых в стране. Впрочем, Национальный совет по вопросам торговли Швеции ее доводы не принял.

Первое время компании вряд ли получится удерживать производство на прежнем уровне, так как придется искать новых поставщиков и материалы, указывает Бурмистров. С ним согласен и исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков Александр Бойко. По его словам, можно будет договориться о поставках сырья сначала со странами – партнерами России, а затем заместить их и при помощи собственных отраслей промышленности. Все эти вопросы со временем должны решиться, считает Бурмистров. К тому же компания сможет рассчитывать и на поддержку государства, так как ее деятельность является залогом стабильности ряда отраслей, резюмирует он.

Тетрапак – это технология, которая уникальна сама по себе, сообщил «Ведомостям» представитель Минпромторга. «Мы не ищем замену этой технологии, нам нужно, чтобы производство данной упаковки продолжало работать», – пояснил он. Он также добавил, что существующие мощности по производству такой упаковки удовлетворяют спрос российских производителей.

Tetra Pak – не единственный производитель упаковки, который принял решение покинуть российский рынок. В середине июля норвежская компания Elopak заключила соглашение о продаже 100% акций российской «дочки» местному менеджменту. Тогда в пресс-службе компании отметили, что российский бизнес будет работать независимо от Elopak, а норвежская компания будет «воздерживаться от ведения бизнеса в России».