Западная оборонка планирует увеличить выручку на 26% к 2025 году

На фоне конфликта на Украине и перевооружения в Европе она может вырасти за четыре года на $97 млрд
В лидеры к 2025 г. с доходом в $102 млрд хочет выбиться Boeing, (Украине сейчас поставляются беспилотники Scan Eagle и противокорабельные ракеты Harpoon на автомобильной платформе)/ MARK WILSON / Getty Images via AFP

Военно-промышленные корпорации Запада собираются нарастить выручку до $475 млрд к 2025 г. Это на $97 млрд, или 26%, больше, чем в 2021 г., когда доходы составили $378 млрд, подсчитали «Ведомости» по данным Defensenews.com и Tradingview.com. Прогнозы по выручке компании раскрывали в своих отчетах за II квартал.

В рэнкинг вошло 19 публичных корпораций – активных поставщиков военной продукции на Украину, у которых более половины выручки приходится именно на военный сегмент. Такой рост почти в 3,5 раза больше, чем прогнозируемое увеличение экономик развитых стран, которое МВФ оценивает в 7,5% до 2025 г.

Среди крупнейших корпораций больше всего за четыре года планируют прибавить Boeing (+64%), Rheinmetall (+57%) и Raytheon Technologies (+31%).

Четыре военных бюджета от Запада

Общая военная помощь Украине с 2014 по 2022 г., которая уже оказана или заявлена, составляет $44 млрд, или четыре оборонных бюджета страны на 2022 г., следует из данных Кильского института мировой экономики.

Поставки вооружений в Киев начались задолго до СВО, и в первую очередь со стороны США. При Бараке Обаме в 2014–2015 гг. было три транша военной помощи на общую сумму в $80 млн, при Дональде Трампе (2017–2020) – семь пакетов на $2,06 млрд. При Джо Байдене Украине уже выделено 20 пакетов военной помощи на $10,43 млрд, из них $590 млн – в 2021 г., $9,84 млрд – в 2022 г.

24 августа Байден анонсировал рекордный пакет помощи в размере $2,98 млрд – в отличие от предыдущих поставок здесь идет речь о тяжелом вооружении для ведения боевых действий долгие годы, в то время как ранние поставки были сосредоточены на неотложных потребностях Украины в оружии или боеприпасах, отмечало издание Politico. Всего до 2024 г. США рассчитывают помочь Украине на $40 млрд, из которых $20,4 млрд пойдет на военные нужды плюс $4 млрд – на усиление группировки США в Европе, следует из принятых в мае законов.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг 9 сентября призвал «готовиться к длительной войне». По его словам, альянс предоставил «беспрецедентную помощь» Украине, но надо производить больше оружия, чтобы обеспечить восстановление запасов и дальнейшие поставки Киеву. «Мы поддержим Украину в долгосрочной перспективе и поможем Украине перейти от советского вооружения к вооружению, сделанному по нашим стандартам», – добавил он. «Многие говорят, что США готовы воевать с Россией до последнего украинца, это и у нас говорят, на самом деле так оно и есть», – отмечал Владимир Путин.

Компенсация потерь от выхода из Афганистана

В оказании военной помощи Украине отметились уже 40 стран и продукция более 130 компаний (без учета дочерних обществ), подсчитали «Ведомости». Около половины из них (60 корпораций) американские, еще 55 – европейские. В частности, на Украину шло оружие 9 из 10 крупнейших по выручке оборонных корпораций Запада, отмеченных в рейтинге Defensenews. Среди них «Ведомости» отобрали 19 крупнейших публичных корпораций стран НАТО по двум критериям: более половины выручки в 2021 г. приходилось на ВПК и активные поставки вооружений на Украину. Их общая выручка в 2021 г. составила $378 млрд, прибавив по сравнению с 2020 г. $40 млрд, или 12%.

События на Украине компенсировали оборонным корпорациям Запада потери 2020 г. В феврале того года фондовые рынки начали падение из-за пандемии COVID-19. Негатив усилился из-за вывода войск США из Афганистана. В итоге отмеченные 19 оборонных корпораций потеряли 22% капитализации. К середине 2020 г. началось оживление – после того, как 11 и 17 июня администрация Трампа объявила о выделении Украине военной помощи на $850 млн. Если в мае капитализация военных компаний была 77% от уровня начала года, то в следующем месяце отыграла 6% до 83%. Например, стоимость американской General Dynamics к 18 июня прибавила 8% по сравнению с началом месяца. В конце 2021 г. после обострения в районе российско-украинской границы ситуация повторилась. Капитализация оборонных корпораций в результате вышла на уровень января 2020 г. и в апреле даже превысила его на 18%. Среди крупнейших компаний больше всех к тому моменту прибавили немецкая Rheinmetall (рост в 2,4 раза по сравнению с декабрем 2021 г.), французская Thales (+59%), итальянская Leonardo (+52%), американская Lockheed Martin (+33%) и британская BAE Systems (+33%).

Кто будет в лидерах

К 2025 г. корпорации планируют увеличить выручку до $475 млрд, или на 26%. «Такой рост достижим за счет раскочегаривания ВПК, резкого роста военных бюджетов и закупок. Все бросились перевооружаться», – говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. Запланированное увеличение военных расходов странами НАТО поможет такому росту, согласен эксперт Российского совета по международным делам Андрей Фролов.

В лидеры к 2025 г. с доходом в $102 млрд хочет выбиться Boeing, прибавив 64%. Корпорация производит далеко не только гражданские самолеты – доля вооружения составляет 56% оборота. Украине сейчас поставляются беспилотники Scan Eagle и противокорабельные ракеты Harpoon на автомобильной платформе.

На 2-м месте может оказаться Raytheon Technologies, которая собирается нарастить выручку на 31% до $84 млрд. Украина получает противотанковые ракетные комплексы Javelin, переносные зенитные ракетные комплексы Stinger, ракеты Excalibur, артиллерийские радары AN/TPQ-36 и AN/MPQ-64, а также ПВО NASAMS. Эта же корпорация является лидером по капитализации, которая составляет сейчас $127 млрд.

Замыкает тройку лидеров Lockheed Martin, прогнозы которой по росту выручки скромнее (+3% до $70 млрд). У нее солидные поставки продукции на Украину. Помимо Javelin, это РЗСО M270 MLRS и HIMARS. В пятерке лидеров также две другие американские корпорации. General Dynamics, поставляющая на Украину гранатометы, ПЗРК, ракеты, бронемашины, планирует прибавить за четыре года 22% до $47 млрд. А Northrop Grumman (+19% до $43 млрд) производит радары AN/TPQ-36, а также ракеты AGR-20, тоже поставленные Украине.

Росту способствуют не только прогнозы по интенсивности боевых действий на Украине, но и в целом изменение отношения к оборонной промышленности на Западе, считает научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович: «ВПК вновь обретает ореол защитников демократии».

Как будут расти военные корпорации

Пока рост корпораций выглядит не так радужно из-за кризисных явлений. В первой половине 2022 г. они потеряли 4% выручки и 23% чистой прибыли по сравнению с тем же периодом 2021 г. Во второй половине года прогнозируется рост на 8%, который позволит выйти на годовой рост в 2%. Военная помощь Украине за счет новой техники незначительна, и даже в этой части в основном пойдет уже в 2023 г. Сейчас поставляется главным образом оружие, снятое с хранения, поэтому эффект не успел сказаться, считает Барабанов.

По сравнению с 2021 г. военный бюджет США на 2022 г. вырос на 5,6% и составил $782 млрд. Помощь Украине в этом году – это пока всего 1,2% военных трат.

Выгода для корпораций не только и не столько от поставок на Украину, сколько от перевооружения в Европе: страны ЕС порой дают Киеву оружие со складов, а сами заказывают новое. Также США пополняют и свои склады. С мая Штаты заключили с компаниями ВПК контракты на $12–13 млрд для пополнения своих запасов вооружений после поставок военной помощи Украине, сообщил 7 сентября замминистра обороны США по закупкам и материально-техническому обеспечению Билл Лаплант.

В итоге военные корпорации чувствуют себя в любом случае лучше фондового рынка. Если их капитализация упала за полгода на 1%, то S&P 1200, который отражает динамику капитализации крупнейших корпораций Запада, потерял 13%.

В США в оборонные проекты значительно вовлечены относительно небольшие частные предприятия и крупные корпорации попадают в зависимость от экономического здоровья своих субподрядчиков, говорит Стефанович. Поскольку глобальные цепочки поставок сейчас перестраиваются, это могло повлиять на проседание капитализации и выручки корпораций.

На динамику выручки в 2022 г. также повлияли колебания курсов валют и сдвиги графиков исполнения контрактов, считает Фролов. «Но турбулентность на рынках и энергокризис вряд ли помешают выпуску военной продукции, поскольку потребности ВПК не так велики на фоне гражданских отраслей, да и запасы cырья и комплектующих на пару лет наверняка на предприятиях есть», – отмечает Барабанов.

В июле МВФ снизил свой прогноз по росту ВВП. В развитых странах он может увеличиться к 2025 г. на 7,5%. Рост военных корпораций Запада в 26% почти в 3,5 раза превышает эти темпы.