Cеть «Лабквест» нашла новый способ для выхода в регионы

Она создает партнерства с клиниками в различных городах России по управлению лабораториями
Первым партнером «Лабквеста» уже стал петербургский медицинский центр «Моя клиника»/ «Медэкспресс-сервис»

Сеть «Лабквест» нашла новый способ для выхода в регионы: она создает партнерства с клиниками в различных городах России по управлению исследовательскими лабораториями. Но добиться высокой загрузки таких точек может быть сложно на фоне снижения доходов населения

Медицинская компания «Лабквест» будет брать в операционное управление нерентабельные производственные лаборатории при частных клиниках по договору коммерческой концессии. Об этом «Ведомостям» рассказал ее представитель. Точное количество точек он назвать отказался, сообщив, что проект будет реализовываться во многих городах страны.

Первым партнером «Лабквеста» уже стал петербургский медицинский центр «Моя клиника». Его представитель на запрос не ответил, но источник, близкий к этой компании, информацию подтвердил. Еще один проект стартует во II квартале 2023 г. в Нижегородской области. Название клиники представитель «Лабквеста» не уточнил. По его словам, предельные мощности каждой лаборатории будут составлять порядка 15 000–20 000 исследований в день. На сайте компании сказано, что самый дешевый анализ у нее стоит 350 руб., таким образом, ежедневная выручка таких точек может составить не менее 10,4–14 млн руб.

Согласно договоренностям между сторонами, взаимодействовать с контролирующими органами, поставщиками, делать закупки оборудования и реагентов для лабораторий теперь будет «Лабквест». По словам его представителя, такие точки при клиниках часто становятся убыточными, работая только с локальным потоком анализов. Сеть же планирует дозагружать их собственными и партнерскими заказами с регионального рынка, а также по выигранным госконтрактам, таким образом высвобождая мощности своей московской лаборатории.

Финансовые условия договоров собеседник «Ведомостей» не раскрыл, сообщив лишь, что за часть анализов фактический владелец точки будет получать агентское вознаграждение. Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов говорит, что оно может составлять 20–30% от стоимости услуги.

«Лабквест» был создан в 2017 г. В апреле 2019 г. «Мединвестгрупп» Виктора Харитонина приобрела 48,78% компании, но спустя год из проекта вышла. Сейчас единственным владельцем является генеральный директор Дарья Пикалюк, сказал ее представитель. Выручка «Лабквеста» в 2021 г. по РСБУ выросла на 41,5% по сравнению c аналогичным периодом прошлого года до 2,34 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Чистая прибыль компании за этот же период составила 76,2 млн руб. против убытка 13,9 млн руб. годом ранее.

Сейчас у компании 13 собственных лабораторий, еще 127 работают по франшизе (в основном в регионах). Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что за счет партнерства с небольшими клиниками компания сможет расширить свое присутствие в других городах страны.

Модель передачи активов в фармацевтическом и медицинском бизнесе в управление встречается довольно редко, отмечает Беспалов. По договору коммерческой концессии, к примеру, работает «Гемотест», но эта сеть лабораторий размещает на площадках клиник медицинские офисы, где пациенты сдают анализы и оформляют заказ. Сами исследования проводятся в другом месте. Сотрудничает с корпоративными клиентами и «Инвитро», говорит директор по продажам этой компании Филипп Сапронов. По его словам, лабораторные исследования для пациентов сторонних клиник группа выполняет в одном из пяти комплексов, самостоятельно доставляя туда биоматериал. Пока «Инвитро» отходить от этого подхода не планирует. Запрос в «Хеликс» остался без ответа.

Основной риск таких партнерств сугубо экономический, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты.

С учетом подорожания реагентов и сервисного обслуживания ухудшается и доходность лабораторий, а цены повысить крайне сложно, так как потребители не готовы платить больше, говорит Бурмистров. Если лабораторию не получится загрузить на полную мощность, сделать ее рентабельной будет крайне сложно, соглашается с ним генеральный директор аналитической компании DSM Group Сергей Шуляк. Бурмистров напоминает, что во время пандемии коронавируса лабораторный сегмент очень сильно развился в России, теперь же на этом рынке сформировался профицит мощностей. Согласно подсчетам BusinessStat, в 2021 г. в России услугами лабораторной диагностики воспользовались 116,9 млн человек, что на 9% больше, чем в предыдущем году. Принятие в управление новых лабораторных мощностей делает задачу обеспечения точности результатов анализов в срок более сложной, предупреждает Сапронов.

Тем не менее такие проекты имеют право на существование, считает Беспалов. Он предполагает, что в конечном итоге «Лабквест» выкупит эти региональные лаборатории или разорвет с ними отношения. Представитель «Лабквеста» сообщил, что приобретать точку в «Моей клинике» компания не планирует.