«Северсталь» попытается нарастить продажи за счет цифровой платформы

Компания стремится увеличить реализацию на внутреннем рынке РФ из-за проблем с экспортом
В 2021 г. выручка «Северстали» от продаж в странах Европы составила $4 млрд при суммарной выручке в $11,6 млрд, в странах Северной Америки – $349 млн/ Денис Гришкин / Ведомости

Северсталь» 3 октября запустила цифровую платформу по продаже металлопроката и другой металлопродукции, которую назвали «Платферрум», сообщил «Ведомостям» представитель компании. По его словам, компания ожидает, что к 2026 г. объем продаж через площадку будет составлять около 2 млн т металлопроката в год.

На интернет-площадке «Северстали» планируется продавать холоднокатаный и горячекатаный прокат, арматуру, трубы, швеллер, а в дальнейшем – строительные товары, говорит представитель компании. Платформа будет работать по принципу маркетплейса.

Замгендиректора «Северстали» по продажам и операциям Евгений Черняков передал «Ведомостям» через представителя, что цифровая платформа позволяет продавать до 15 000 видов товаров. Для сторонних поставщиков металлопродукции она, по его мнению, может стать «полноценной заменой собственному интернет-магазину». У «Северстали» с 2017 г. работает интернет-магазин «Северсталь-маркет», но новая цифровая площадка с более широким функционалом (больше номенклатуры, сервисов, сторонних товаров), по словам Чернякова, со временем может его заменить. Объем продаж через «Северсталь-маркет» представитель компании назвать отказался.

Платформа, по словам руководителя по цифровому бизнесу и развитию «Северсталь менеджмента» (реализует проект «Платферрум») Кирилла Трояновского, позволит определить бенчмарки цен на металлопрокат на внутреннем рынке России. Запуск платформы, по его словам, важен также в связи с тем, что после введения санкций экспорт продукции из металлопроката сокращается, а продажи на внутреннем рынке растут.

«Северсталь» стала первой российской металлургической компанией, которая в 2022 г. пострадала от европейских санкций, введенных после начала СВО на Украине. 28 февраля основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов был включен в санкционные списки ЕС наряду с другими российскими бизнесменами, чиновниками и политиками. После этого потребители и трейдеры в ЕС стали отказываться от продукции «Северстали». 2 июня санкции против самой «Северстали» ввели США. Аналитики отмечали тогда, что часть продукции компания будет вынуждена направить на менее маржинальный внутренний рынок («Ведомости» писали об этом 3 июня).

В 2021 г. выручка «Северстали» от продаж в странах Европы составила $4 млрд при суммарной выручке в $11,6 млрд, в странах Северной Америки – $349 млн, следует из финансовой отчетности компании. Продажи в России в прошлом году принесли «Северстали» $6,1 млрд. Всего в 2021 г. «Северсталь» произвела 11,6 млн т стали (+3% к 2020 г.), продажи выросли на 6% до 11,1 млн т. Продажи компании за шесть месяцев 2022 г. составили 5 млн т (-6% к первому полугодию 2021 г.), производство – 5,3 млн т (-7%), сообщала «Северсталь» в июле. Данных по объемам экспорта в 2022 г. компания еще не раскрывала.

По оценкам ассоциации «Русская сталь» (лобби крупных предприятий черной металлургии), из-за сложившейся конъюнктуры рынка общее производство стали в России в 2022 г. может упасть на 15 млн т, или на 20% в сравнении с 2021 г., до 61 млн т.

Другие крупные металлургические компании в РФ также развивают собственные онлайн-сервисы по реализации готовой продукции.

У группы НЛМК, например, с 2018 г. работает интернет-магазин для компаний малого и среднего бизнеса. Клиентам доступна широкая номенклатура плоского и сортового проката и метизов, уточняется на сайте компании. Как отмечал НЛМК, в мае 2019 г. онлайн-продажи вышли на уровень в 120 000 т в годовом исчислении. Большая часть заказчиков, 67%, – строительные компании, 17% – компании-комплектовщики, 16% – производители и потребители металлоконструкций.

В апреле 2021 г. о запуске собственного маркетплейса объявил ММК. На электронной торговой площадке представлена продукция ММК и «ММК-метиза». Также на электронной площадке может размещаться продукция сторонних переработчиков, «производящих изделия из магнитогорского металла», сообщается на сайте маркетплейса. С апреля по декабрь 2021 г. продажи металлопродукции ММК через этот канал составили 16 500 т, а с января по май 2022 г. – 15 500 т, сообщала в июле газета «Коммерсантъ».

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров отмечает, что из-за действующих санкций «Северстали» «логично расширять присутствие на российском рынке», продвигая свою продукцию в том числе и среди небольших покупателей. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин считает, что создание платформы для «Северстали» – это также способ привлечь на нее своих потенциальных клиентов – металлотрейдеров, сервисные центры и строительные организации. Использование платформы поможет компании точнее прогнозировать спрос, добавляет он.

Стоимость создания платформы, по оценке НРА, составляет порядка 20 млн руб. По оценкам Макарова, реалистичный объем продаж через платформу составит «несколько тысяч тонн» металлопроката в год. Макаров допускает, что «в перспективе платформа может стать своего рода биржей», к которой подключатся и другие производители.

В ММК, «Металлоинвесте», НЛМК, Evraz, «Мечеле» не ответили на запросы «Ведомостей».