В ФАС предупредили о рисках повышения концентрации бизнеса из-за ухода иностранных компаний

Но, например, уход Booking на конкуренцию в отрасли повлияет положительно, полагают в ведомстве
Монополизма тем не менее можно не опасаться в сфере услуг и торговле, в которых, как правило, наиболее активен российский малый и средний бизнес/ Евгений Разумный / Ведомости

Уход с рынка западных компаний и поглощение их активов российскими конкурентами может привести к усилению концентрации бизнеса в некоторых отраслях. О таком риске в разговоре с «Ведомостями» предупредил заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов. По его словам, вероятность ослабления конкуренции высока в случаях, когда российская организация с существенной долей рынка приобретает сопоставимую по размерам иностранную компанию.

«Усиление экономической концентрации за счет таких горизонтальных слияний возможно», – заявил Цыганов. На вопрос, какие секторы экономики больше остальных подвержены этому риску, он не ответил. ФАС, по словам Цыганова, такие отрасли не выделяет. Пока рано констатировать появление четко определенных тенденций, уточнил замруководителя службы.

В нынешней ситуации в полной мере применяются те правила по слияниям и поглощениям, которые действовали и до ухода иностранных компаний с российского рынка, напомнил Цыганов. «Мы эти риски можем минимизировать, например, путем выдачи предписаний. И этот инструмент работает», – заверил он.

Более того, по его словам, в ряде случаев уход западного бизнеса, напротив, может вести к усилению конкуренции. «Вот ушла из России, например, компания Booking – это хорошо или плохо? Создает это условия или, наоборот, ограничивает? Конечно, создает. Потому что на это свободное место, естественно, должны зайти новые разработчики, так как спрос людей на поездки и размещение сохраняется. Такая же ситуация и на многих других рынках», – резюмировал Цыганов.

В каких рынках могут возникнуть монополии

Действительно, рост сделок слияний и поглощений в контексте ухода иностранного бизнеса может усилить рыночную власть крупных российских игроков, согласился заместитель председателя комитета по развитию конкуренции РСПП Александр Ситников. Но рынки сейчас находятся на этапе трансформации, скорость их формирования зависит от целого ряда факторов, начиная от особенностей отрасли и количества текущих игроков и заканчивая степенью санкционного давления на отдельные секторы экономики, отметил Ситников. Поэтому пока что о последствиях говорить рано, полагает он.

Концентрационные процессы заметнее всего на рынках, где традиционно было мало игроков, например в нефтегазовой и энергетической сферах, отметил эксперт. Но в сложившихся условиях консолидация этих отраслей скорее позитивная тенденция. С точки зрения потребителя более важно ослабление конкуренции на таких рынках, как продовольствие или бытовые товары, считает Ситников.

Поскольку российский рынок находится в ситуации ухода даже не столько иностранных компаний, сколько их продукции, в краткосрочной перспективе более важной задачей является не борьба с монополизацией, а насыщение «полок в супермаркетах» ассортиментом из прямых аналогов или товаров-заменителей, отметила старший директор – руководитель группы корпоративных рейтингов АКРА Екатерина Можарова. По ее мнению, одной из наиболее значимых для рядового потребителя сделок стала покупка активов одного из лидеров на рынке хлебобулочных изделий – компании Fazer. Московский БКК «Коломенский» в апреле приобрел три ее завода в Санкт-Петербурге и один в Москве. К моменту сделки доля рынка Fazer в Северной столице, где она была лидирующим игроком, составляла 38%. В Москве компания была третьей с долей в 13%, указывает Можарова. Но поскольку хлеб является одним из главных социально значимых товаров, за динамикой его цен будут следить неустанно, поэтому злоупотребления монопольным положением на этом рынке вряд ли стоит ожидать, полагает она.

Еще одна отрасль, структура которой может существенно поменяться, – это пивоваренные компании, добавила Можарова. Исторически рынок контролировался иностранными игроками – InBev, Carlsberg и Heineken, напомнила она. Все три компании заявили о желании продать российский бизнес, теперь многое будет зависеть от того, реализуются ли планы и кто будет покупателем, заключает она.

Возникновение новых российских монополий – это небыстрый процесс, поскольку от них требуется не только выкупить бизнес или расширить свой на месте ушедшего, но и решить ряд организационно-технических вопросов, отметил профессор департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета Сергей Богачев. Например, набрать компетентный персонал и проработать логистику, уточнил эксперт. С учетом этого компаниям потребуется не менее года, чтобы сформироваться и закрепиться на рынке, оценивает эксперт.

Монополизма тем не менее можно не опасаться в сфере услуг и торговле, в которых, как правило, наиболее активен российский малый и средний бизнес, считает он. Там же, где иностранные компании занимали существенную часть рынка, – автомобили и транспорт, промышленная сфера, энергетика, газ нефть – можно ожидать появления новых крупных игроков или укрупнения старых, согласился Богачев.

Конкуренция может усилиться на рынках мужской, женской, детской, спортивной одежды, откуда ушли такие крупные бренды, как Zara, Bershka, Massimo Dutti и проч., полагает эксперт. Их должны будут заменить не только российские, но и турецкие и китайские производители, добавил Богачев.

Повышение концентрации возможно на рынках электронной и бытовой техники, так как заменить продукцию этих рынков отечественными аналогами весьма затруднительно, считает Богачев. Компании, которые остались, например Hitachi, могут занять место ушедших конкурентов и увеличить масштаб своего бизнеса, полагает Богачев. Что касается IT-сферы, то здесь действительно конкуренция может даже усилиться, поскольку уход таких гигантов, как Microsoft или Booking, вызовет к жизни большое количество российских компаний.

Не стоит забывать, что уход крупных компаний с российского рынка может быть компенсирован за счет поставок их товаров по каналам параллельного импорта, что может в некоторой степени нивелировать риски возникновения новых монополий, отмечает вице-президент ЦСР Елена Ковалева.

Изменятся ли цены

Снижения цен в долгосрочной перспективе из-за ухода иностранных компаний вряд ли стоит ожидать, хотя уменьшение игроков рынка – это само по себе повышение конкуренции, полагает руководитель антимонопольной практики КА «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин. Заместившие иностранных российские предприниматели могут снижать цены для привлечения формирования собственной клиентуры, но при условии отсутствия притока на рынки новых игроков это будет временным явлением, поэтому по всем законам рынка через некоторый период цены пойдут вверх, а качество может начать падать, опасается эксперт. Поэтому уход иностранного бизнеса надо компенсировать появлением все большего количества российских игроков, уверен Москвитин.

Рост цен будет наблюдаться еще в ближайшие год-два в таких отраслях, как бытовая и электронная техника, автомобильная промышленность и энергетика, пока рынок не устоится, и уже сейчас из-за необходимости импортозамещения, удорожания доставки продукции цены показали некоторый рост, указывает Богачев.

Как ранее писали «Ведомости», согласно детализированному прогнозу Минэка, стоимость товаров в России к концу 2022 г. увеличится на 13,2% по сравнению с декабрем прошлого года, услуг – на 10,2%. Наибольший рост цен ожидается в сегменте непродовольственных товаров, за вычетом бензина, – 15,2%. Продовольствие к концу 2022 г. подорожает на 11,8%, без учета плодоовощной продукции – на 13,8%. Непродовольственные товары – на 14,8%. Цены на услуги организаций ЖКХ вырастут на 11,2%.

Инфляция в целом, по прогнозу Минэка, к концу года составит 12,4%. В 2021 г. инфляция в России составила 8,4%, в том числе товары подорожали на 9,7%, услуги – на 5%. В 2023 г. рост потребительских цен прогнозируется на уровне 5,5%. В частности, товаров в целом – на 5,6%, продовольствия – на 5,2%, а без учета плодоовощной продукции – на 5%. Непродовольственные товары подорожают на 5,9%, а за вычетом бензина – на 6%. Стоимость услуг вырастет на 5,4%, а в сегменте организаций ЖКХ – на 1,2%.

Весной прогнозы по основным макроэкономическим показателям, в том числе по инфляции, были гораздо более мрачными. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в ходе выступления в Совфеде 13 апреля заявил, что рост цен в России по итогам года может ускориться до 17–20%. Аналогично инфляцию оценивали аналитики, опрошенные ЦБ. Согласно консенсус-прогнозу регулятора, показатель ожидался в 22%.