Каковы основные риски для бюджета на 2023–2025 годы

Казна планируется с дефицитом в 3 трлн рублей в следующем году
Текущий подход позволит обеспечить более активную поддержку экономики в период адаптации и способствовать устойчивому развитию и структурным изменениям на среднесрочном горизонте
Текущий подход позволит обеспечить более активную поддержку экономики в период адаптации и способствовать устойчивому развитию и структурным изменениям на среднесрочном горизонте / Павел Лисицын / РИА Новости

Власти запланировали исполнение федерального бюджета с дефицитом на всю предстоящую трехлетку, но с постепенным сокращением: с 2% ВВП в 2023 г. до 1,4% ВВП в 2024 г. и 0,7% ВВП в 2025 г. Такие параметры огласил премьер-министр Михаил Мишустин во вторник на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.

В следующем году доходы ожидаются в объеме порядка 26 трлн руб., расходы – 29 трлн руб., таким образом, дефицит бюджета должен составить около 3 трлн руб. По словам премьера, покрываться он будет преимущественно за счет заимствований. «Этот подход даст нам возможность не тратить средства фонда национального благосостояния (ФНБ) и обеспечить приемлемый уровень государственного долга», – подчеркнул Мишустин, напомнив, что Минфин на прошлой неделе успешно вернулся на внутренний рынок займов после длительного перерыва.

Новый бюджет, по его словам, предполагает действие бюджетного правила. Это поможет защитить российскую экономику от внешних рисков, подчеркнул Мишустин, однако конкретных параметров не привел. Как писали «Ведомости» в июле, Минфин предлагал модифицировать бюджетное правило в следующих параметрах: ориентироваться при расчете базовых нефтегазовых доходов на цену отсечения в $60/барр. и зафиксировать объем добычи на уровне 9,5 млн барр./сутки.

Действие старого бюджетного правила, которое предусматривало покупку иностранной валюты и золота на дополнительные доходы от высокой цены нефти (в 2022 г. планка отсечения находилась на уровне $44,2/барр.), было приостановлено в марте на фоне западных санкций.

Текущий подход позволит обеспечить более активную поддержку экономики в период адаптации и способствовать устойчивому развитию и структурным изменениям на среднесрочном горизонте, сохраняя доверие к проводимой государством макроэкономической политике, резюмировал Мишустин.

Согласно действующему закону в 2023 г. ожидался профицит бюджета в 299 млрд руб. (0,2% ВВП) при доходах в 25,5 трлн. В проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики (документ есть у «Ведомостей»), который был подготовлен весной, Минфин закладывал бюджетный дефицит в 2023 г. на уровне 1,6 трлн руб., или 1,1% ВВП, при доходах в 24,8 трлн.

Бюджет в условиях высокой неопределенности

По сравнению с той конструкцией, что обсуждалась в начале лета, дефицит существенно увеличился на ближайшие два года, но незначительно сокращен на более отдаленный 2025 год, отметил эксперт «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов. Очевидно, что это далеко не последняя корректировка, но пока параметры вполне выполнимые, полагает он. В кризисные 2015–2017 годы дефицит бюджета колебался от 1,5 до 3,4% ВВП, что в среднем выше текущего ориентира, напомнил эксперт. Если реальность позволит исполнять дефицит с запланированными параметрами, покрыть его за счет заимствований получится, считает директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. В условиях, пока есть ликвидные остатки ФНБ и внутренний рынок в целом открыт, это просто вопрос готовности или неготовности заимствовать по конкретной ставке в конкретный момент, указал он. При условии, что экономическая конъюнктура и ситуация с инфляцией сильно ухудшаться не будут, 10%-ный ориентир стоимости длинных заимствований – это то, на что можно было бы надеяться со всеми оговорками о высокой неопределенности, добавил эксперт.

Учитывая низкий размер российского госдолга, который сейчас составляет меньше 20% ВВП, даже если весь дефицит будет покрыт только займами, долговая нагрузка вырастет несущественно, указал Емельянов. Однако, если упадут цены на нефть и газ или санкции против экспорта станут более ощутимыми, тогда картина может сильно измениться, заметил он. Например, откат цены барреля на треть с текущих $90 срежет еще 3–4 трлн руб. доходов, тогда Минфин столкнется с новой реальностью: на протяжении целого года нужно будет занимать по полтриллиона в месяц, а такого ему пока делать не приходилось ни разу, констатировал эксперт.

Доходная часть бюджета на данный момент формируется в условиях высокой неопределенности, отметил директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Нефтегазовые доходы за счет высоких цен на сырье остаются повышенными, но в условиях полномасштабного вступления в действие санкций по отношению к российским энергоресурсам определить, какими будут поступления в дальнейшем, очень сложно, заметил он. В то же время дефицит бюджета в 2% от ВВП не представляется чересчур пугающим для российской экономики, полагает эксперт. Например, в кризисном 2009 году он достиг 5,9% ВВП и тогда это был сильный шок для бюджетной системы, напомнил Климанов. Возвращение к практике бюджетного правила видится необходимым, добавил он. Одним из оптимальных способов, по мнению эксперта, стало бы его восстановление в прежнем виде – когда при высоких ценах на нефть средства ФНБ накапливаются, а при низких – расходуются. Условия вполне позволяют вернуться к бюджетному правилу уже к началу 2023 г., считает он.

Указанные параметры бюджета являются обоснованными в сложившихся геополитических условиях, считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Российский госдолг является одним из самых низких в мире, поэтому легко может быть увеличен без рисков для макроэкономической стабильности, отметил он. При этом программа заимствований на 2023 г., по его мнению, выглядит амбициозной. Минфин может предложить рынку флоатеры, как в кризисном 2020 году – тогда министерство за год разместило ОФЗ на 5,28 трлн руб., или увеличить объемы обычных ОФЗ с постоянным купоном под более высокие ставки, предположил эксперт.

Риски для бюджета на 2023 г. и плановый период 2024–2025 гг. стандартные, считает главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах: это снижение доходов и рост расходов. Снижение поступлений обусловлено санкциями, ухудшением рыночной конъюнктуры, слишком крепким рублем, снижающим рублевые доходы экспортеров, а причины роста расходов вполне очевидны, продолжил он.

Главный риск для бюджета – это сильное и неожиданное сжатие налогооблагаемой базы, полагает главный аналитик ПСБ Денис Попов. Реализация этого риска, по его словам, возможна при развитии макроэкономической ситуации в стране по стрессовому сценарию. Базовый прогноз, который является наиболее вероятным, на текущий момент улучшается и серьезных оснований для беспокойства не должно быть, добавил он. В 2023 г. возможно снижение нефтегазовых доходов бюджета за счет сокращения мировых цен на нефтегазовое сырье и сжатия объемов его экспорта, допускает эксперт. Но ухудшение внешнеэкономических условий будет сопровождаться ослаблением рубля, а это снижает остроту риска для бюджета, заметил Попов. Со стороны ненефтегазовых доходов существенного ухудшения ситуации в следующем году эксперт не ожидает: напротив, более вероятно постепенное увеличение налоговых сборов за счет инфляции и экономического восстановления со второго полугодия.

Васильев в числе рисков для бюджета также называет падение доходов на фоне повышенных расходов. Поступления могут сократиться из-за падения цен на нефть, газ и другое сырье, снижения объемов российского экспорта из-за глобального экономического спада и вступления эмбарго ЕС на импорт российской нефти и нефтепродуктов, считает эксперт. В то же время ненефтегазовые доходы бюджета могут сократиться из-за падения российской экономики, которое, по его оценкам, в этом году составит 4,6%, а в 2023 г. – 1,9%.