Цены на цветмет растут из-за опасений прекращения поставок из РФ

Влияние этого фактора на стоимость металлов вряд ли будет долгим, считают эксперты
Среди других причин роста стоимости алюминия, меди и цинка аналитики выделяют отскок цен после продолжительного падения/ Smartmoney

Цена на алюминий на Лондонской бирже металлов (LME) после длительного периода падения 6 октября вернулась к росту и достигла максимума с августа. На фоне ожидания проблем с поставками из России растут также цены на медь и цинк. По данным LME, в ходе торгов 6 октября стоимость трехмесячных фьючерсов на алюминий росла на 2,9% до $2419/т. На 17.30 мск цена несколько снизилась и составляла $2372/т. Цена на медь в течение дня росла на 0,8% до $7754/т, цинк дорожал на 2,7% до $3125/т.

Мировые цены на эти цветные металлы росли с марта 2020 г. и ускорили рост после начала СВО России на Украине. В марте цены на медь и алюминий обновили исторические максимумы – $10 674/т и $3849/т соответственно. Но с середины месяца началось снижение цен, вызванное совокупностью факторов: локдаунами из-за коронавируса в Китае, снижением производства в Европе на фоне энергокризиса, ястребиной политикой ФРС США и ослаблением опасений срывов поставок цветных металлов из России. Относительно пиковых значений начала марта цена на алюминий упала на 37%, на медь – на 23%, на цинк – на 22%.

Индекс цен на цветные металлы LMEX на Лондонской бирже металлов (учитывает алюминий, медь, цинк, свинец, никель и олово) во II квартале 2022 г. снизился почти на 24% до уровня марта 2021 г., что стало сильнейшим падением с 2008 г. В III квартале индекс упал еще почти на 11%. На 30 сентября значение LMEX составило 3541 пункт, падение с пиковых значений конца февраля – начала марта 2022 г. – более 35%.

Агентство Bloomberg 29 сентября сообщило, что LME рассматривает возможность введения запрета на торги металлами из России. С этого момента котировки алюминия, меди и никеля перешли к росту. 5 октября LME сообщила о запрете новых поставок на биржу меди и цинка Уральской горно-металлургической компании (УГМК) и ее дочернего предприятия – Челябинского цинкового завода из-за санкций, которые Великобритания ввела 26 сентября против экс-президента УГМК Искандара Махмудова. Ограничения были введены несмотря на то, что он больше не является контролирующим акционером компании и покинул ее совет директоров.

Запрет ускорил рост биржевых цен на цветные металлы. Относительно уровней 28 сентября алюминий на LME уже подорожал на 14%, медь – на 4,5%, цинк – на 9,5%.

«Ведомости» направили запросы в «Норникель» (выпускает никель и медь), UC Rusal (алюминий), УГМК (медь, цинк и свинец) и РМК (медь и цинк).

Аналитик «Финама» Алексей Калачев отмечает, что текущий рост цен на металлы может быть связан с опасениями по поводу поставок из России. «Биржевые игроки могут использовать потенциальную угрозу сокращения запасов на складах для разгона котировок», – говорит он.

Руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов отмечает, что возможные ограничения LME на складирование и торговлю российскими металлами не остановят их поставки на мировые рынки, а лишь приведут к росту цен. Именно такая ситуация, по его словам, и наблюдается сейчас.

Крупные российские производители металла, как правило, предпочитают продавать свою продукцию по долгосрочным контрактам напрямую конечным потребителям (до 90% объемов), а излишки – трейдерам, поясняет эксперт. Продажи на склады LME для них вынужденная мера в случае плохого спроса. Российские производители не очень активно используют склады LME, но поставляют металл покупателям по прямым контрактам, привязанным к ценам LME, говорит Калачев.

Вероятность запрета на торги российским цветметом на LME «очень высокая», считает аналитик сектора металлургии аналитического управления «Открытие Research» банка «Открытие» Даниил Каримов. Но в течение 2022 г. российские компании прорабатывали альтернативные направления поставок в Азию, где спрос на цветные металлы остается значительным, а рентабельность не снижается, как это происходит в сегменте черных металлов, отмечает он. Каримов полагает, что со временем влияние ограничений доступа российских цветных металлов на LME на цены будет нивелировано сделками с биржами в Азии.

Среди других причин роста стоимости алюминия, меди и цинка аналитики выделяют отскок цен после продолжительного падения. Красноженов указывает, что падение цен на алюминий ниже уровня рентабельности для большого числа игроков рынка (до $2100/т) и закрытие ряда производственных площадок приводят к сокращению предложения. Рост цен на цветные металлы также поддержали укрепление юаня и рост ожиданий более умеренной политики ФРС и других мировых ЦБ, добавляет он.

Текущая ситуация не будет иметь продолжительного влияния на рынок, считает Калачев. Более существенным является снижение производственной активности и опасения по поводу рецессии глобальной экономики, говорит он. Аналитик допускает, что ценовая коррекция в металлах, которая длилась с марта по сентябрь, близка к завершению. «Последующий рост цен может составить порядка 15–20% до конца года», – отмечает он.

По мнению Красноженова, динамика цен на металлы в IV квартале 2022 г. будет во многом зависеть от показателей инфляции в США и ЕС, действий ФРС и возможных вливаний дополнительных стимулов в экономику Китая после съезда компартии в октябре. По прогнозу Альфа-банка, цены на металлы останутся близки к текущим уровням до конца 2022 г.