Треть работающих россиян подрабатывают на стороне

Показатель будет расти из-за высокой неопределенности и популярности удаленки
Россия всегда отличалась крайне высокой долей работников, которые заняты на вторичном рынке/ Андрей Гордеев / Ведомости

Среди всех работающих россиян в 2022 г. 33,2% имели дополнительный заработок за пределами основной работы, сообщили «Ведомостям» в Институте общественных наук (ИОН) РАНХиГС со ссылкой на проведенный опрос. Среди всех респондентов 10,9% заявили, что имеют постоянную дополнительную работу помимо основной, 7,7% уделяют время подработке только несколько раз в месяц, 14,6% – несколько раз в год. Исследование эксперты ИОН проводили в мае 2022 г., его результаты были представлены в октябре.

В 2021 г. РАНХиГС проводил аналогичный опрос – тогда эксперты института оценили уровень вторичной занятости в 29,7%. По мнению соавтора исследования, директора Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга (ИОН) РАНХиГС Андрея Покиды, по сравнению с маем показатель, скорее всего, повысился. «Ситуация с доходами и в целом на рынке труда остается довольно сложной. Высокая неопределенность приводит к тому, что многие стремятся находить дополнительные доходы. Также возрастает роль подушки безопасности на случай потери основной работы. Можно допустить, что по сравнению с состоянием на май число россиян на вторичном рынке труда возросло», – полагает Покида.

В конце февраля похожее исследование проводила компания SuperJob. По данным сервиса, каждый пятый работающий россиянин (22%) в 2022 г. имел подработку. При этом на тот момент у 42% работников на вторичном рынке труда доход составлял 10–30% от их общего заработка, около 65% уделяли дополнительной работе до 10 часов в неделю. В 2022 г. доля работающих россиян выросла на 5 процентных пунктов по сравнению с показателями 2021 г. – тогда эта доля составляла 17%.

По данным РАНХиГС, в 2022 г. вторичная занятость в наибольшей степени была распространена среди работников в таких сферах, как строительство, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий, недвижимость, здравоохранение, образование и наука. А опрос SuperJob показывал, что наибольшую долю занимали врачи (37%), преподаватели (33%) и системные администраторы (25%). Также в 2021 г. подрабатывали 23% медсестер, каждый пятый программист и главный бухгалтер (по 20%).

Почему растет спрос на подработку

Россия всегда отличалась крайне высокой долей работников, которые заняты на вторичном рынке, отмечает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская. Даже если брать более низкие показатели по вторичной занятости в России, которые предлагает SuperJob, то они все равно будут в разы больше, чем в Америке (5–6%), а также в Венгрии (2,5%), Чехии (4,5%), Польше (8,5%) – в целом по европейским странам этот показатель составляет около 3%, отмечает эксперт.

Характерная черта вторичного рынка труда в России состоит в том, что большинство устроенных на этом рынке работает по специальности, дополнительная работа требует от работников той же или большей квалификации, что и основная деятельность, добавляет эксперт.

Во многом рост числа россиян на вторичном рынке труда в 2022 г. является продолжением тренда, активно получившим распространение в период пандемии, когда многие работники были вынуждены перейти на временную занятость, считает ведущий аналитик направления «Экономика и социальное развитие» ЦСР Екатерина Хейфец. Введение режима самозанятости, а также рост популярности платформенной занятости во многом способствовали расширению вторичного рынка – такой вид рабочих отношений является выгодным как для работодателей, так и для работников, особенно в текущей ситуации экономической неопределенности, отмечает эксперт. Временный наем сотрудников позволяет компаниям привлекать узкоспециализированных работников на конкретные проекты, расширять штат для сезонной деятельности, обеспечивать гибкость расходов на ФОТ в кризисные времена, с другой стороны, временная занятость позволяет работникам самостоятельно выстраивать удобный для них рабочий график, совмещать основное место работы и подработку или учебу, поясняет она.

Тренд на частичную занятость, проектную работу, фриланс действительно поддерживается с двух сторон – и со стороны работодателей, и со стороны соискателей, подтверждает генеральный директор платформы «Рокет ворк» Анастасия Ускова. Для бизнеса модель временной аренды кадров и аутстаффинга – способ сделать трудовые процессы более мобильными, легко менять стратегию и перестраиваться под ситуацию, эти качества для бизнеса ключевые, особенно в кризисные периоды, когда от умения адаптироваться быстро зависит выживаемость компаний, объясняет она. К тому же интерес бизнеса к фрилансерам, среди которых растет число самозанятых и индивидуальных предпринимателей, продиктован еще и сугубо экономическими соображениями: такие исполнители обходятся бизнесу, как правило, дешевле за счет отсутствия обязательных взносов и платежей в ПФР и фонды социального страхования, отмечает она.

Программисты, медики, учителя

Медицинские работники зачастую подрабатывают в коммерческих клиниках из-за невысоких нагрузок и низких зарплат в государственных медицинских учреждениях, уверена Хейфец. Такая же ситуация характерна и для преподавателей, которые вынуждены брать подработки из-за низкого уровня заработных плат и длительного летнего отпуска, добавляет она. Кроме того, сейчас значительная часть IT-специалистов перешли на удаленку – они могут одновременно вести проекты для разных компаний без особых проблем, которые возникали в таких случаях, когда приходилось работать в офисе.

Ситуация на рынке вторичной занятости вряд ли изменится в ближайшее время – преимущества удаленного формата и рост популярности самозанятости этому только способствуют, считает Лебединская. Можно предположить, что до конца года и в следующем году к стану вторично занятых активнее будут присоединяться профессии с легким входом, допускает Ускова. Уже сейчас на рынке синих воротничков складывается низкая конкуренция за рабочие места, наблюдаются признаки дефицита рабочей силы, отмечает она. Например, вакансий для курьеров, согласно исследованию hh.ru, в 6 раз больше, чем соискателей, для водителей такое же соотношение – примерно один к двум. Такая ситуация будет стимулировать бизнес закрывать свои потребности в кадрах нештатными сотрудниками, которые, скорее всего, будут приходить в рамках вторичной занятости, считает Ускова.