Продажи персональных компьютеров в России сократились более чем на 20%

Россияне все чаще используют компьютеры до их полного износа и не покупают новые
Продажи ПК могли быть и еще меньше, но улучшению ситуации способствовал рост в корпоративном сегменте / Екатерина Ширинкина для Ведомостей

Продажи персональных компьютеров (ПК) за первые шесть месяцев 2022 г. в России составили 1,18 млн устройств, подсчитали аналитики дистрибутора Marvel. Это на 20,3% ниже, чем годом ранее. Сильнее других сократились продажи американских вендоров HP и Dell, традиционно лидировавших на российском рынке до начала СВО на Украине, следует из данных Marvel.

«Во II квартале наблюдалось падение продаж на 42,5%, которое было компенсировано продажами в I квартале, оказавшимися на том же уровне, что и в прошлом году», – отметил представитель Marvel. Продажи компьютеров HP снизились за полгода на 49% по отношению к показателям того же периода 2021 г., всего было продано порядка 80 000 ПК бренда, говорит он. Лидером рынка оказалась китайская Lenovo, продажи ее компьютеров выросли на 3% до 95 000 шт. и заняли 8% рынка.

На фоне ухода иностранных конкурентов заметно – на 12% до 61 000 устройств – выросли продажи российского бренда Aquarius, его доля рынка составила 5,2%, добавил собеседник. «Из российских брендов сократились продажи устройств DNS/DEXP (на 24% до 56 700 шт.) и Depo (на 15% до 57 700 устройств)», – отметил он.

Гендиректор Aquarius Владимир Степанов подтвердил, что спрос на продукцию компании вырос. «В части Aquarius рост по итогам трех кварталов – 215%», – сообщил он.

Данные за III квартал Marvel не раскрыл. «Предполагать результаты III квартала довольно сложно, так как мы видим сочетание разнонаправленных факторов. С одной стороны, снижение деловой активности, с другой – увеличение доступности компонентов и падение цен на них из-за серьезного уменьшения интереса к майнингу, с третьей – успели ли перестроиться крупные заказчики под новые санкционные реалии», – рассказывает представитель дистрибутора.

По словам представителя «Ситилинка», в течение 2022 г. активно менялась популярность различных брендов ПК. Это было связано как с предыдущим дефицитом комплектующих и перебоями в поставках, так и с уходом крупных международных вендоров. В I квартале самыми продаваемыми в сети брендами были IRU, Acer, Dell, HP и Lenovo, продолжил представитель ритейлера. Во II квартале IRU остался на 1-м месте, далее следовали Lenovo и HP, замыкали пятерку Acer и Asus. «В III квартале топ брендов выглядел уже так: IRU, Acer, Lenovo, HP и Asus», – отметил собеседник. Конкретных цифр по продажам тех или иных брендов он не назвал.

На фоне этой тенденции наблюдается тренд роста заинтересованности потребителей к покупке запчастей для ПК с последующей самостоятельной сборкой, отмечает представитель Ozon. «В октябре в категории крупных комплектующих на Ozon привычно лидируют по штучным продажам видеокарты Nvidia и SSD-накопители от различных производителей», – отметил он, не приведя конкретных цифр о росте продаж.

Опрошенные «Ведомостями» аналитики объясняют сокращение продаж не только уходом с российского рынка крупных вендоров ПК, но и стремлением потребителей сэкономить.

В условиях турбулентной экономической ситуации в стране пользователи ПК до последнего стараются использовать ту технику, которая есть, а приобретать новую – только когда старая приходит в абсолютную негодность, говорит гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков. «Покупатели перешли в режим жесткой экономии и резко сократили покупки товаров длительного пользования», – согласен генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он также обратил внимание на то, что во II квартале «сильно просело» потребительское кредитование, что также не могло не сказаться на продажах.

Продажи ПК могли быть и еще меньше, но улучшению ситуации способствовал рост в корпоративном сегменте на фоне тренда импортозамещения, добавил Бурмистров. С этим, возможно, связан и рост популярности бренда Aquarius, полагает Кусков: у компании может быть большое количество контрактов с госорганами и госкомпаниями, тогда как другие российские бренды, продажи которых сократились, ориентируются именно на сегмент b2c. «Но надо понимать, что все эти бренды практически полностью используют иностранные комплектующие, поэтому в полной мере российскими их назвать трудно», – уточняет эксперт.

По мнению аналитиков, улучшения показателей в III и IV кварталах ждать не приходится. И хотя потребкредитование улучшило ситуацию с покупками в III квартале по сравнению со II кварталом, активного роста продаж не произошло, отметил Бурмистров.

«В России физически сократилось число IT-специалистов, а это прямые пользователи компьютерной техники. Причиной стали и релокация IT-компаний, и самостоятельные переезды на фоне мобилизации», – добавил он. В IV квартале продажи также будут «очень консервативны», считает Бурмистров. «Определенный позитив может быть связан с поставками по параллельному импорту и серверному оборудованию, но это в большей степени история, связанная с корпоративными заказчиками», – заключил он.

«В этом смысле компьютеры оказываются в худшей ситуации, чем, например, смартфоны и ноутбуки, потому что эту технику часто дарят на праздники, тогда как ПК обычно приобретаются каждым покупателем для себя», – считает Кусков.

Представители Lenovo и Acer отказались от комментариев. Представители Depo и DNS не ответили на запрос.