Курьерская служба IML заявила о банкротстве

Она перестала расплачиваться с контрагентами с марта
Компания IML (ранее IM Logistics) была основана в 2007 г. для оказания услуг по доставке для e-commerce/ Евгений Разумный / Ведомости

Одна из старейших курьерских служб в России, IML, 20 октября заявила о намерении подать иск о собственном банкротстве, говорится в сообщении на Федресурсе. С начала года к ней было подано 56 исков на общую сумму более 807 млн руб. Первый иск о признании сервиса банкротом и введении в компании процедуры наблюдения был подан 24 октября ее кредитором – ООО «Аметист», к этому иску затем присоединилось ООО «Честный тариф». Рассмотрение дела назначено на январь 2023 г., следует из картотеки арбитражных дел.

В числе тех, кто имеет претензии к доставщику, – косметические компании «Л’Этуаль», «Иль де ботэ», «Л’Окситан», «Рив гош», Dead Sea Cosmetics, а также ритейлеры «Комус», «Монэкс трейдинг» (бренды Mothercare, Next, The Body Shop, MAC, Victoria’s Secret и др.), «Дабл тренд» (один из брендов Jeans Symphony), ряд магазинов бытовой техники, электроники и различные контрагенты, включая другие логистические компании – «Почту России», Hecny Group, FM Logistic и др. Как следует из материалов этих дел, IML начиная с марта не рассчитывается с партнерами и клиентами. Например, сервис доставил и принял у покупателей «Л’Этуаль» оплату за товары почти на 1,5 млрд руб. в марте 2022 г., но деньги ритейлеру не перечислил. Представители «Л’Этуаль», «Иль де ботэ», «Почты России» отказались комментировать иски, другие истцы и представитель компании IML не ответили на запрос «Ведомостей». Сайт IML более не доступен.

Компания IML (ранее IM Logistics) была основана Иваном Матвеевым в 2007 г. для оказания услуг по доставке для e-commerce. Матвеев продал компанию в 2014 г. из-за ее долгов, покупателем сервиса выступил неназванный инвестиционный фонд, представителем которого в сделке стал «РФИ банк», а бенефициарами – акционеры банка (Степан Попов, Юрий Косынкин, Игорь Варгин и Александр Разумовский), говорилось на сайте РФИ. В июне 2021 г. ЦБ отозвал у банка лицензию за осуществление расчетов между физическими лицами и нелегальными онлайн-казино и букмекерскими конторами.

«Тот факт, что IML был связан с владельцами ликвидированного банка, не мог не сказаться на его бизнесе – раньше у сервиса за плечами была финансовая структура, которая могла поспособствовать перекредитованию долгов», – рассуждает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Безусловно, банкротство IML может быть связано с проблемами у собственников, подтверждает партнер FMG Group Михаил Фаткин. Вместе с тем юристы отмечают, что не оспоренные должником заявления кредиторов о банкротстве и введении процедуры наблюдения в IML последовали сразу после заявления самого должника о намерении инициировать банкротство и ровно три года спустя после последней смены собственников в IML. Это может указывать на имеющую место согласованность действий указанных выше лиц в борьбе с прочими кредиторами за кандидатуру арбитражного управляющего, считает управляющий партнер ЮК «Центральный округ» Дмитрий Просвирин.

Иванов напоминает, что проблемы с накопленными долгами у компании начались гораздо раньше. Сервис IML работал в России, Казахстане и Белоруссии. В 2020 г. у нее была собственная курьерская сеть более чем в 60 регионах России, более 1000 партнерских пунктов выдачи заказов и более 1 млн отправлений в месяц. С 2017 по 2020 г. включительно компания была прибыльной, но с 2019 г. ее выручка начала падать – с 1,5 млрд руб. в 2019 г. до 1,4 млрд в 2020 г. и до 999 млн в 2021 г. Чистая прибыль снизилась с 21,8 млн руб. в 2019 г. до 7,9 млн в 2020 г., а в прошлом году IML зафиксировала чистый убыток в 198 млн руб. Чистые активы при этом составили 229 млн руб.

Очевидные проблемы с сервисом у компании отмечались с начала года – она не выдержала усиления конкуренции на рынке, говорил ранее «Ведомостям» генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, маркетплейсы и интернет-магазины урезали субсидирование доставки, что сказалось на доходах сервисов. Кроме того, по его словам, покупатели стали предъявлять более высокие требования к доставке и в итоге небольшие и средние игроки испытывают достаточно сильное давление. Как отмечает Иванов, доли рынка доставки стремительно перераспределяются в пользу маркетплейсов. Кто не смог на это отреагировать, те выдавливаются из объема рынка, который к тому же сейчас сокращается, говорит он.

По словам Фаткина, успешность действий кредиторов в отношении IML будет зависеть от того, остались ли деньги у должника и возможно ли обнаружить и откатить обратно сделки по выводу средств из компании. В этом контексте наибольший потенциал удовлетворения требований кредиторов видится в привлечении конечных выгодоприобретателей курьерской службы к субсидиарной ответственности, а они, очевидно, резиденты РФ, которых следует искать в прошлом субъектном составе участников и итоговых получателях в подозрительных проводках должника, указывает Просвирин. По мнению Иванова, IML, несмотря на свою долгую и славную историю, в последние годы была компанией второго эшелона, потерю которой рынок не заметит, кроме основных пострадавших – бизнес-партнеров курьерской службы.