Россияне рискуют не дождаться новогодних подарков из Китая

Ужесточение антиковидных ограничений в КНР и забитые порты ДФО увеличили сроки доставки
Ситуация с доставкой товаров из Китая по железной дороге может стабилизироваться не ранее начала февраля/ CFOTO / Future Publishing via Getty Images

Россияне, заказывающие подарки к Новому году в китайских интернет-магазинах, рискуют не успеть получить свои грузы в срок. Об этом «Ведомостям» заявил представитель транспортно-логистической компании Novelco и подтвердили источники в пяти других компаниях. «Задержки грузов из КНР, поставляемых в Россию по железной дороге и по морю, в этом году настолько велики, что оформить покупку нужно в ближайшую неделю. Иначе груз не успеют доставить до Нового года», – утверждают в Novelco.

В первую очередь заказывают потребительскую электронику, парфюмерию и одежду, уточняет управляющий директор НРА Сергей Гришунин. «До праздников ажиотаж будет нарастать», – уверен он.

Сроки доставки товаров из КНР, по данным представителя Novelco, в среднем увеличились на 20–30% к прошлому году. Главными причинами задержек, по словам гендиректора Novelco Григория Григорьева, стала 100%-ная загрузка портовых терминалов и низкая скорость вывоза контейнеров на фоне нехватки железнодорожных платформ. Суда стоят на рейдах в портах Дальнего Востока по 30 дней, уточняет он. Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша добавляет, что в последние недели ряд железнодорожных станций в северных регионах КНР «отменяют отправки в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации».

Представитель РЖД заявил «Ведомостям», что в октябре погрузка импортных грузов в контейнерах из портов Дальнего Востока «на 20% выше, чем за аналогичный период прошлого года». Как результат, возник дисбаланс с прибытием туда платформ с экспортными контейнерами, добавил он. Для увеличения пропускной способности железной дороги, по его словам, сейчас применяется погрузка контейнеров в полувагоны, освобождающиеся после выгрузки в портах. Для этого на Дальнем Востоке организованы пять точек погрузки на тыловых терминалах, откуда в октябре в полувагонах отправлено около 2500 ДФЭ (эквивалент 20-футового контейнера) с импортными грузами. По прогнозам РЖД, до конца года «дисбаланс между импортом и экспортом будет нарастать».

Представитель Ассоциации морских торговых портов не ответил на запрос «Ведомостей» на момент сдачи номера.

По данным Novelco, сроки доставки товаров из порта Шанхай через Владивосток в Москву составляют около 45 суток «при условии выбора перевозчика с наименьшим ожиданием на рейде и более высокой стоимостью». Время доставки груза по тому же маршруту при выборе бюджетного варианта составит «50–60 суток и более». Прямые контейнерные поезда из КНР в Москву, по словам Григорьева, идут в среднем около 50 дней. Но и здесь, по его словам, наблюдаются значительные задержки: на погранпереходе Алашанькоу – до двух недель, Забайкальск и Достык – порядка пяти дней. Доставка автотранспортом из городов центральной части Китая до Москвы занимает 31–35 дней. Но для сборных грузов, по его словам, нужно дополнительно закладывать еще 7–10 дней «на их консолидацию и оформление документов». «В данном случае реальные сроки доставки зависят от обстановки на погранпереходах, очередей в Забайкальске и Казахстане, а также от коронавирусной обстановки в КНР», – добавляет Григорьев.

В Шанхае и Шэньчжэне сейчас введен карантин из-за новой вспышки коронавируса. Из-за локдауна в Нинбо, по словам источников «Ведомостей» в логистических компаниях, также есть проблемы с доставкой грузов по региону.

Григорьев отмечает, что в IV квартале грузооборот между РФ и КНР традиционно растет из-за заказа подарков к Новому году. Такая ситуация наблюдалась и раньше, но с 2020 г. она начала усугубляться из-за ввода транспортных ограничений для борьбы с коронавирусом. Проблемы наблюдались и в прошлом году («Ведомости» писали об этом 26 ноября 2021 г.). В текущем году ситуация осложняется тем, что объем закупок сильно перераспределился в сторону Китая и других стран Юго-Восточной Азии, отмечает Григорьев.

Руководитель отдела закупок Stalogistic Александра Иванова связывает увеличение времени ожидания отправки посылок по железной дороге также и с тем, что сейчас «приоритет отдается отгрузке угля и леса».

Stalogistic во второй половине ноября 2022 г. ожидает «острый дефицит мест» на грузовых поездах, отправляющихся с ключевых станций Китая. Ситуация с доставкой по железной дороге, по мнению Ивановой, стабилизируется не ранее начала февраля.

Григорьев констатирует, что минимальные сроки доставки товаров из Китая в 3–4 дня с учетом бронирования смогут обеспечить только прямые грузовые авиарейсы. «Но пока нет разрешения российской стороны на следование грузов из Пекина в Москву авиатранспортом», – говорит он. «Ведомости» направили запросы в Росавиацию и Минтранс.

Кроме прямых рейсов из КНР транспортные компании активно используют авиадоставку с перевалкой (трансшипментом) в крупных мировых хабах, включая Стамбул или Дубай. «Срок доставки в этом случае увеличивается до 8–10 дней. Но здесь стабильное расписание отправлений и намного больше доступных для бронирования емкостей», – пояснил Григорьев.

При этом руководитель направления международных автоперевозок «Россия и страны СНГ» Noytech Supply Chain Solutions Иван Головко отмечает, что из-за высокой стоимости авиадоставки грузопоток все равно перемещается на автомобильный транспорт.

Исполнительный директор BMJ-logistics Алексей Якушев добавляет, что в последние два года «транспортники говорят о возможных улучшениях, но пока эти прогнозы не сбываются». «Пока правительство КНР будет продолжать так скрупулезно подходить к борьбе с коронавирусом, закрывая при единичном выявлении заболевания целые города, ситуация не нормализуется», – считает он.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что у официальных продавцов популярных брендов электроники, к примеру Samsung и Apple, как правило, не возникало сложностей с поставками к Новому году. «Но сейчас все более значительную долю обеспечивает схема параллельного импорта, которую осуществляют преимущественно представители малого и среднего бизнеса», – говорит он. Поэтому и риски срыва сроков доставки товаров, в том числе из Китая, стали выше, добавляет Бурмистров.

В крупнейших маркетплейсах и торговых сетях не ответили на запросы «Ведомостей».