Минэнерго спрогнозировало срок замещения критических технологий в энергетике

Сейчас под угрозой находятся проекты на 170 млрд рублей
Проблемы с поставками и сервисом энергооборудования обострились весной 2022 г. / Сергей Портер / Ведомости

Минэнерго рассчитывает на то, что до 2027 г. наиболее критические импортные технологии в электроэнергетике будут замещены отечественными аналогами. Об этом заявил 8 ноября замминистра энергетики Евгений Грабчак на круглом столе в Совете Федерации.

«Когда мы говорим о зависимости от импорта, мы говорим о тех критических технологиях, от которых зависят в первую очередь технологическое функционирование и технико-экономическая эффективность [проектов] <...> Мы к 2026–2027 гг. сможем говорить о полном замещении всех критических технологий, используемых на текущий момент в электроэнергетике», – отметил он.

О каких именно технологиях идет речь, Грабчак не сказал. Чиновник лишь уточнил, что с 2017 г. доля импортного оборудования в российской энергетике снизилась с 37 до 31%.

Отсутствие технологий производства «ряда электротехнического оборудования и технологий сервиса» также обозначено в качестве основных рисков в энергоотрасли и в презентации РЭА Минэнерго (есть у «Ведомостей»). В документе указывается на риск срыва сроков реализации инвестпроектов на 170 млрд руб. Доля иностранного оборудования в электроэнергетике, по оценкам РЭА, сейчас составляет в среднем 23%, но по отдельным агрегатам она значительно выше. По газотурбинным установкам (ГТУ) достигает 60%, трансформаторному оборудованию – 46%.

Проблемы с поставками и сервисом энергооборудования обострились весной 2022 г. после усиления санкционного давления на Россию со стороны ЕС, США и Великобритании из-за СВО на Украине. Многие западные компании, работавшие в РФ, в частности производители мощных газовых турбин немецкая Siemens и американская General Electric, прекратили поставки, возникли трудности с исполнением сервисных контрактов (они коснулись и турбин для газоперекачивающих агрегатов газопровода «Северный поток»). Итальянская Enel, финская Fortum и немецкая Uniper (также контролируется Fortum) заявили о планах продать свои российские активы. Пока это удалось сделать лишь Enel, 56,4% которой в «Энел Россия» выкупили «Лукойл» и инвестфонд Газпромбанка за 137 млн евро.

Генерирующие компании в РФ также вынуждены экономить ресурс импортных газовых турбин, чтобы продлить сроки межремонтной эксплуатации. Из-за этого им приходится задействовать менее эффективное оборудование. В конце сентября председатель ассоциации «Совет производителей энергии» (объединение крупнейших генераторов) Александра Панина на конференции «Совета рынка» говорила, что потери от режима экономии ресурса иностранных турбин только за октябрь могут достигнуть 332 млн руб. Ранее генераторы сообщали «Системному оператору» (СО, диспетчер энергосистемы) о необходимости экономии ресурса по двум десяткам объектов суммарной мощностью 2,4 ГВт. В целом газотурбинные установки, по данным Минэнерго, составляют порядка 8% от общей установленной мощности в стране, или 22 ГВт.

Отсутствие иностранных комплектующих и проблемы с сервисом также приводят к смещению сроков инвестпроектов в теплоэнергетике. В начале ноября «Коммерсантъ» сообщал о сдвижке запуска энергоблоков в рамках программы модернизации ТЭС. В общей сложности, по данным издания, от графика отстают шесть проектов суммарной мощностью 575 МВт, включая проекты «Т плюса», ОГК-2 (входит в «Газпром энергохолдинг») и «Иркутскэнерго», подконтрольной En+.

Представитель «Т плюса» сказал, что наиболее сложным вопросом остается поставка новых комплектующих для импортных ГТУ. Проблема, по его словам, решается «поиском альтернативных поставщиков». Таким же образом действуют в «Энел Россия». «Мы решили переориентироваться на новые направления – в частности, написали запросы в торгово-промышленные палаты Китая, Турции, Ирана, ОАЭ, составили перечни запчастей, которые необходимо поставить для электрооборудования», – сказала «Ведомостям» представитель компании. Она также называет наиболее острой проблему отсутствия на рынке отечественных газовых турбин большой мощности (более 100 МВт). По ее словам, на долю иностранных турбин приходится более 70% такого оборудования.

Сегодня разработкой отечественных ГТУ большой мощности занимаются «Силовые машины» (модели ГТЭ-65 и ГТЭ-170) и входящая в «Ростех» Объединенная двигателестроительная корпорация (ГТД-110М), но их выпуск запланирован лишь на 2024 г.

Представитель Сибирской генерирующей компании (СГК, входит в СУЭК) заявил, что на электростанциях компании «изначально используется основное оборудование отечественного производства» (СГК владеет угольными ТЭС. – «Ведомости»), поэтому критических проблем нет.

Менеджер практики по работе с компаниями энергетики Kept Олег Дудихин добавляет, что помимо проблем с газовыми турбинами (в первую очередь с выпуском компонентов горячей части) «достаточно критическими» для отрасли являются сегодня автоматизированные системы управления (АСУ) и их составляющие, ранее также поставлявшиеся из-за рубежа. Это подтверждает представитель СГК. «Мы обратились в правительство с предложениями продлить срок и синхронизировать замену АСУ с графиком полных остановок электростанций и оказать поддержку отечественным разработчикам ПО», – добавил он.

В «Квадре», которую в январе 2022 г. выкупил «Росатом», используют собственные наработки теплоэнергетического дивизиона госкорпорации, говорит представитель «Квадры». Сейчас такие проекты, по его словам, реализуются на объектах компании в Удмуртии, Липецке и Воронеже. «Продукты зарегистрированы в реестре отечественного ПО и поставляются также другим компаниям», – добавил он.

Представитель «Россетей» уточнил, что наименее локализованы в РФ выключатели 500 кВ и выше, системы связи и различная микроэлектроника. В последние годы, по его словам, компания реализует план импортозамещения, благодаря которому сегодня за рубежом приобретается «менее 10% нового оборудования».

Никита Доброславский из Школы управления «Сколково» считает, что, пока российские производители не наладят серийное производство продукции для энергетиков, решать проблему придется за счет параллельного импорта или ввоза европейского и американского оборудования через третьи страны.

Дудихин считает прогноз Минэнерго по замещению критически важного энергооборудования «оптимистичным». «С 2017 г., исходя из данных Грабчака, уровень импорта удалось снизить всего на 6 п. п.», – указывает он. Представитель СГК говорит, что на электростанциях компании заместить ПО на отечественное удастся «до 2029 г. включительно».

В «Газпром энергохолдинге» отказались от комментариев, в других крупных энергокомпаниях не ответили. Так же поступили в Минпромторге.