Импортозамещение софта и системы безопасности аэропорта «Пулково» обойдется в 23 млрд рублей
Прямой госпомощи аэропорту не положено, но он может претендовать на льготный кредитПереход на российское ПО обойдется петербургскому аэропорту «Пулково» в 1,4 млрд руб. Усиление авиационной безопасности потребует еще 1,5 млрд руб., а совокупные дополнительные расходы в связи с ужесточением требований к безопасности аэропортов составят 23 млрд руб. Об этом 16 ноября рассказал гендиректор управляющей компании (УК) аэропорта «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) Леонид Сергеев на форуме «Транспортная неделя 2022».
Аэропорты являются объектами критической информационной инфраструктуры, переходить на отечественные разработки их обязывает указ президента от 30 марта 2022 г. После ухода иностранных компаний российские производители заметно подняли цены, заявил Сергеев. «Мы привыкли к росту на 15–30% [в год]. Мы заказывали две турбины за 126 млн руб. Теперь то же самое предприятие, от которого якобы ушел иностранный инвестор, сделало нам за 1 млрд. И такого у нас достаточно много», – сказал он.
В 2020 г. из-за пандемии и сокращения пассажиропотока выручка ВВСС по РСБУ сократилась до 10,2 млрд руб., а убыток составил 4,5 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». В 2021 г. компания вышла в плюс, заявил Сергеев. В СПАРК указано, что выручка в прошлом году составила 16,4 млрд руб., а чистая прибыль – 2,9 млрд руб.
По словам Сергеева, компания ожидает, что к концу года пассажиропоток «Пулково» восстановится на 91% по сравнению с допандемийным 2019 годом и достигнет 18 млн человек, 16 млн пассажиров в этом году придется на внутренние рейсы. Международный пассажиропоток в этом году сократится на 70%, добавил он. Но в 2021 г. через «Пулково» уже прошло 18,1 млн пассажиров, что лишь на 8% меньше, чем в 2019 г., сообщал аэропорт в январском релизе. В прошлом году внутренний пассажиропоток аэропорта вырос к 2019 г. на 28% до 15,5 млн человек, а международный упал на 66% до 2,5 млн пассажиров.
Увеличение затрат на инфраструктуру не приведет к увеличению тарифов аэропортов на обслуживание, уточняет он. «У тарифов есть одно правило: их рост никогда не должен быть выше инфляции», – говорит Сергеев.
Ранее ФКП «Аэропорты Севера», которое объединяет 31 небольшой аэропорт в удаленных районах страны, оценило свои затраты на реализацию президентского указа в 300 млн руб., что составляет около 10% всей расходной части программной деятельности предприятия, сообщали «Ведомости». При этом в малых аэропортах износ оборудования не такой большой, как в аэропортах с большим пассажиропотоком, объяснял начальник управления информационных технологий ФКП Дмитрий Мартынюк. И если к 2025 г. из-за износа в «Домодедово» (пассажиропоток в 2019 г. 28,3 млн человек. – «Ведомости») или «Шереметьево» (49,9 млн человек. – «Ведомости») оборудование так или иначе придется обновлять, то в малых аэропортах оно спокойно прослужит до 2030 г. и больше, заявил сотрудник ФКП. Мартынюк добавил, что амортизационные затраты в расчете на одного пассажира отличаются в разы.
Существует очень значительная разница между большими аэропортами и региональными, подтверждает Сергеев. Но с учетом того что государство по этой программе импортозамещения готово компенсировать аэропортам 80% затрат, то они оказываются не столь большими, говорит он.
В то же время само «Пулково» такой льготой воспользоваться не сможет, уточнил гендиректор ВВСС в выступлении на форуме. «Пулково» – это консорциум частных международных инвесторов. Они проинвестировали 1,2 млрд евро в этот актив. Соответственно, когда мы идем в программы, где государство компенсирует 80% затрат, мы этим воспользоваться не можем», – заявил он.
Но отказываться от замены оборудования под предлогом того, что это дорого, в корне неверно, говорит заместитель гендиректора компании «Кибертех» Арсений Брыкин: «Такое оборудование имеет разную степень информационной защищенности. Иностранная электронно-компонентная база может сбоить и без подключения к интернету, что чревато катастрофическими последствиями».
ВВСС управляет аэропортом «Пулково» с 29 апреля 2010 г. В 2009 г. для финансирования проекта был создан консорциум, состоявший из «ВТБ капитала», международного оператора аэропортов Fraport и инвестиционной бизнес-группы «Копелузос». Этот консорциум, ОАО «Аэропорт Пулково» и правительство Санкт-Петербурга подписали концессионный договор на развитие «Пулково» до 2039 г. По его условиям с 2013 г. ВВСС выплачивает Петербургу 11,5% прибыли от проектной деятельности помимо налогов.
По договору концессии УК должна управлять объектом, оказывать аэропортовые услуги и инвестировать в его развитие, в частности заниматься строительством новых объектов, их техническим оснащением и вводом в эксплуатацию, объясняет исполнительный директор «МЭФ Legal» Александр Радуцкий. «Объекты аэропортов не могут функционировать без ПО: для работы им необходимы системы диспетчеризации, навигации и т. д. То есть УК и так занимается внедрением оборудования и ПО. Просто теперь они будут покупать именно отечественные продукты», – уточняет он.
По мнению Радуцкого, УК вправе получить льготный кредит на закупку отечественных решений. «Вся работа строится в рамках запуска индустриальных центров компетенций (ИЦК) по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, которые были созданы по поручению правительства летом 2022 г., – говорит он. – Их основная задача – обеспечить переход на отечественные технические решения в ключевых отраслях экономики. Благодаря ИЦК процесс обновления ПО строится совместно экспертным сообществом всех аэропортов и крупных авиакомпаний, и «Пулково» там выступает одним из ключевых экспертов».
Уточнение. После выхода материала Сергеев заявил «Ведомостям», что значительная часть из указанных 23 млрд руб. пойдет на развитие аэропорта «Пулково». «В ответ на существенный рост внутреннего пассажиропотока аэропорт принял оперативное решение расширить терминал внутренних рейсов. Расширение терминала и сопутствующей инфраструктуры оцениваются примерно в 17 млрд руб.», – сказал он.