Логистические компании теряют сегмент интернет-торговли

Это приводит к снижению предложения доставки для магазинов и росту цен на товары
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Российские интернет-магазины в 2022 г. стали отказываться от услуг логистических операторов и развивают свои системы доставки. Об этом говорится в ноябрьском исследовании Data Insight «Последняя миля для интернет-торговли» по итогам трех кварталов 2022 г. («Ведомости» ознакомились с ним).

Это приводит к консолидации на рынке логистики: закрываются небольшие курьерские службы, замораживаются стартапы, отмечается в исследовании. Вместе с тем снижаются и объемы бизнеса более крупных логистов, в портфеле которых была существенная доля отправлений международных брендов, покинувших российский рынок.

В последние три года большую часть доставок (около 74%) интернет-магазины и так делали собственными силами. Но по итогам трех кварталов 2022 г. этот показатель подскочил на 12 процентных пунктов, отмечает Data Insight. Основной рост приходится на крупнейшие маркетплейсы – Ozon и Wildberries, в III квартале 2022 г. их доля от всех служб доставки составила 75%, в то время как в 2021 г. на них приходилось 62%.

По оценкам Data Insight, в 2021 г. количество отправлений для предприятий интернет-торговли росло с каждым месяцем. Логисты и курьеры интернет-магазинов за весь год доставили 1,58 трлн посылок (+79% к 2020 г.). Тенденция сохраняется и в 2022 г., но положительная динамика снизилась. Если в I квартале рост год к году составил 83%, то во втором и третьем – 53%. Всего за девять месяцев доставлено 1,7 трлн заказов.

По словам руководителя сервиса срочной доставки из розничных и онлайн-магазинов «Почты России» Леонида Зондберга, маркетплейсы активно продвигают модель FBO (Fulfilment by Operator), когда они не просто предоставляют «витрину», а занимаются хранением, обработкой и доставкой заказа. «Это ограничивает рост доли доставки логистических компаний», – поясняет он.

Ускоренный переход продавцов на маркетплейсы приведет к снижению доли рынка логистических услуг для предприятий интернет-торговли на 10% в 2022 г., считают в Data Insight. В этой ситуации игроки вынуждены поднимать цены или сокращать предложение, чтобы сохранить прибыльность доставок.

Кроме того, сжатие инвестиционного рынка отрезает возможность развивать экспериментальные и рискованные направления работы, отмечают авторы исследования. Это привело к тому, что некоторые стартапы, которые успели запустить, закрылись, а те, которые только задумали, встали на паузу. Например, закрылся работавший в пилотном режиме сервис Ozon Rocket, который доставлял заказы от сторонних интернет-магазинов.

По словам директора по развитию партнерских логистических программ Ozon Дениса Дьяченко, ежедневно Ozon Rocket отправлял около 30 000 заказов, что «несравнимо мало» по сравнению с объемом заказов от тех магазинов, которые работают на основной площадке компании.

В исследовании также отмечается увеличение спроса со стороны маркетплейсов и крупных интернет-магазинов на аутсорсинг «неудобной» логистики – рискованных направлений, которые до этого они пытались брать на себя.

«Когда бизнес масштабируется в географии и объемы растут, развивать свою доставку становится сложнее и дороже, игроки начинают диверсифицировать потоки с внешними службами доставки», – отмечает руководитель развития доставки «Авито» Евгений Шапиро.

Почем доставка?

Разница стоимости курьерской доставки, доставки на пункт выдачи и в постаматы составляет в среднем от 100 до 800 руб. Она зависит от масштаба клиента, веса посылки и направления доставки. Тариф на доставку 1 кг груза по Москве и области для мелкого клиента составляет 330 руб. до двери, 192 руб. до пункта выдачи и 194 руб. до постамата, для среднего клиента стоимость аналогичного отправления будет уже 370, 198 и 275 руб. соответственно. Для крупных клиентов доставка в постаматы обычно не осуществляется, за отправку до двери он заплатит 322 руб., а в пункт выдачи – 182 руб.

Многие магазины практикуют бесплатный самовывоз товара и этот способ получения остается наиболее востребованным для крупной бытовой техники, говорит представитель «М.видео-Эльдорадо». В этой сети так забирают технику до 85% клиентов по всей стране. По словам представителя компании, в области доставки «М.видео» развивает смешанную логистическую модель – получить технику можно собственной курьерской службой либо экспресс-доставкой при помощи агрегаторов такси из ближайшего магазина даже в ночное время.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин считает, что тарифы на доставку заказов от внешних служб выросли на фоне увеличения стоимости запчастей для техники, ремонтов и дефицита курьеров. «В этой связи магазинам чаще становится более удобным и дешевым осуществлять доставку самостоятельно, особенно на фоне нерегулярного потока заказов», – полагает он.

По оценкам эксперта, масштаб работы логистических компаний в дальнейшем позволит им нарастить долю рынка доставки из интернет-магазинов и даже потеснить их в этом. «Стоимость доставки магазинами будет возрастать, так что со временем они начнут проигрывать конкуренцию специализированным транспортным компаниям», – говорит Гришунин.

По словам представителя Wildberries, рост расходов на логистику происходит из-за повышения стоимости всех ее компонентов, начиная от складского оборудования и коммерческого транспорта и заканчивая материалами для строительства новых логистических объектов. С 2020 г. их стоимость возросла примерно на 50%, отмечает собеседник.

В среднем, по оценкам НРА, себестоимость услуг доставки в 2022 г. выросла на 15–20%, но удорожание для клиентов не превысило 3–5%.