Продажи растительного мяса упали на 70%

Потребители такой продукции или уехали из страны, или стали экономить
Образец культивированного мяса, в одной из российских лабораторий / Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Спрос на растительное мясо в этом году ощутимо снизился: его продажи по итогам первых 10 месяцев в денежном выражении снизились на 70,3% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., свидетельствуют данные аналитического агентства NielsenIQ. При этом годом ранее этот сегмент заметно рос – на 24,4% с января по октябрь. Абсолютные цифры NielsenIQ не приводит. Источник в одном из крупных производителей растительного мяса подтвердил, что «спрос на такую продукцию сильно просел».

В основе растительного мяса лежит белок, получаемый из сои, гороха, пшеницы, реже – из подсолнечника, грибного мицелия, фасоли, картофеля.

По данным Союза производителей продукции на растительной основе, в 2021 г. в России произвели 126 000 т растительного мяса, что в 2 раза больше, чем годом ранее. На 16,6% вырос и импорт товара – до 91 000 т. В денежном выражении было выпущено продукции на 205 млн руб. Аналитическая компания Deloitte Consulting в конце 2021 г. прогнозировала, что объем рынка растительного мяса будет расти по 10% в течение пяти лет. В конце августа 2022 г. исполнительный директор (на тот момент) союза «Растительные продукты» Валерия Родина заявляла, что объем производства растительного мяса в этом году сохранится на уровне прошлого года. К настоящему моменту она свой пост покинула. Нынешний председатель правления союза Андрей Волков на запрос «Ведомостей» не ответил. Источник, близкий к отраслевому объединению, рассказал, что самого союза «Растительные продукты» уже фактически не существует. Последняя новость на их сайте была опубликована 25 сентября.

Источник в одном из крупных производителей растительного мяса говорит, что у такой продукции очень устойчивая аудитория – сторонники веганства и вегетарианства, для них их выбор является жизненной позицией, на которую мало влияют внешние факторы. Часть этих людей покинули страну после начала специальной военной операции, а те, кто остался, переключились на более дешевую вегетарианскую продукцию.

Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин связывает рост продаж растительного мяса в прошлом году прежде всего с активным продвижением данной продукции как со стороны самих производителей, так и СМИ.

В результате множество людей, следящих за модными тенденциями, захотели его попробовать. Но далеко не все стали постоянными покупателями таких товаров. В целом целевая аудитория у этой продукции достаточно ограничена, считает Юшин.

Представитель ГК «Эфко» (выпускает растительные бургеры, котлеты, пельмени и наггетсы под брендом Hi) говорит, что в 2021 г. производители экспериментировали и добавляли в свой ассортимент охлажденные растительные котлеты. Но технологически с этим не справились (не смогли обеспечить высокое качество продуктов и сохранность витаминного состава) и уже в 2022 г. вывели такие продукты из ассортимента.

Другие производители растительного мяса – «Котлетарь» («Немясо»), «Митлесс», Welldone не ответили на запросы «Ведомостей». Аналогичным образом поступили торговые сети X5 Group, Auchan, «Лента», «Магнит», «Вкусвилл». В «Верном» заявили, что не продают растительное мясо.

Растительные и прочие заменители как мяса, так и кофе, сыра, масла и других продуктов возникли не сегодня, говорит Юшин. Но эта продукция, по его словам, всегда была дешевле, чем натуральная, и пользовалась спросом во времена войн или экономических кризисов. В России же бургеры из бобов и сои продаются по цене выше, чем свинина, курица, которые в этом году дешевеют из-за быстрого роста производства. Даже обычная говядина сейчас экономически более доступна. При этом растительные имитации мяса ограничены в способах приготовления и в ассортименте, его якобы высокая польза научно не доказана, поясняет Юшин.

Источник в одном из крупных производителей растительного мяса говорит, что с точки зрения производства этот бизнес завязан на импортных составляющих, с которыми возникли сложности. Продолжать развивать направления растительных альтернатив могут себе позволить те компании, которые обладают большим запасом экономической прочности, чтобы переждать до момента восстановления спроса.

Тем не менее растительные аналоги полностью не исчезнут с полок, считает Юшин. По его мнению, в какие-то моменты их продажи могут даже вырасти за счет новой волны маркетинговой активности, но стабильно высоких темпов развития и замещения объемов натурального мяса не будет. Впрочем, представитель ГК «Эфко» рассчитывает на дальнейшую популяризацию растительного мяса в обществе и расширение ассортимента охлажденных продуктов.