Ритейлеры не хотят покидать российский рынок

В реальности из страны ушли лишь два десятка игроков, остальные пытаются остаться в той или иной форме
Сильнее всего пострадал люксовый сегмент, так как игроков этого рынка со стороны российских ритейлеров заменить просто некем / Евгений Разумный / Ведомости

Магазины около 150 зарубежных брендов продолжают работать в крупных российских торговых центрах, говорит представитель NF Group. Но для этого они использовали различные схемы во избежание санкций. Некоторые, к примеру, провели ребрендинг, а кто-то продал свой бизнес партнерам, но с обязательствами обратного выкупа.

L’Occitane стал работать под вывеской «Л’Окситан», а бренды Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay от польской компании LPP Group переименовались в RE, Хс, CR, M и «Син» соответственно. По состоянию на конец 2022 г. доля иностранных ритейлеров, которые объявили о прекращении деятельности или реструктуризации бизнеса, составляет 35 и 28%, подсчитали в CORE.XP. Наиболее чувствительным для владельцев российских торговых центров стал уход IKEA и группы брендов H&M, говорит руководитель направления аренды торговых помещений этой компании Надежда Цветкова. Но свои точки на нашем рынке сокращают и другие игроки, например Adidas и Inditex. Последняя хочет найти покупателя на основную часть магазинов и закрыть менее рентабельные бутики Massimo Dutti, Zara Home и Oysho.

На начало года в России присутствовало больше 360 иностранных ритейлеров. После начала СВО 180 из них приняли решение приостановить работу у нас в стране, по данным NF Group. Полностью ушли лишь 20 компаний, среди них продуктовая сеть Prisma, продавец кофе Paulig, сети JYSK и IKEA, а также одежные ритейлеры Victoria’s Secret, H&M Group (H&M, H&M Home, COS, Weekday, Monki, & Other Stories) и проч.

Сильнее всего пострадал люксовый сегмент, так как игроков этого рынка со стороны российских ритейлеров заменить просто некем, говорит консультант по недвижимости Анна Савенко. По ее словам, уход зарубежных компаний серьезно отразился и на конкретных категориях товаров, например на нишах обуви и спортивной продукции (ранее тут были представлены Nike, Adidas, Decathlon и др.), техники и электроники, часового бизнеса (прекратили поставки Swatch, Apple и проч.), детской одежды (Zara Kids, H&M Kids).

В связи с приостановкой деятельности многих международных компаний российские торговые центры и универмаги заинтересованы в расширении ассортимента и открытии магазинов новых брендов из дружественных стран, говорит региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. В CORE.XP напоминают, что ряд игроков в этом году предприняли попытку повторного выхода на наш рынок, например турецкие Ipekyol и Twist. Кроме того, Collin’s намерена вывести в Россию один из своих джинсовых брендов – Loft, а снижением конкуренции в сегменте спортивной одежды и обуви воспользовался китайский бренд LiNing.

Владельцы торговой недвижимости недооценивали потенциал российских брендов, считает партнер Nikoliers Анна Никандрова. По ее мнению, в сегменте одежды отечественные операторы смогли расширить свой бизнес на фоне ухода ряда международных игроков, в текущей ситуации у них появилась возможность занимать лучшие площади в качественных торговых центрах.

Восполнению товаров на полках магазинов способствует и параллельный импорт, напоминают эксперты. Это поможет не потерять рынок брендовой одежды, хотя на практике речь идет больше о попытках оригинальных импортеров международных торговых марок ввезти свои товары в Россию по другим каналам, говорит управляющий директор Fashion House Group Брендон О’Рейли. Импорт международных брендов в Россию стал сложнее, но «золотые часы Rolex из Швейцарии, привезенные, например, через Иран, разве это другие часы?», спрашивает он.

А вот продуктовый ритейл пострадал гораздо меньше. За год игрокам из этого сегмента пришлось заменить каждый шестой или седьмой бренд в категории товаров первой необходимости, ротация в торговых сетях составила 15–16%, подсчитали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). По их данным, покинувших страну или приостановивших деятельность производителей в пищевой отрасли уже более 80. Но вместо глобальных брендов они оставили на российском рынке локальные товарные марки. К примеру, PepsiCo отказалась от производства в России Lays, Cheetos, Doritos, Pepsi-Cola и Mountain Dew, сохранив при этом бренды «Агуша», «Домик в деревне», «Фруктовый сад» и т. д. Наибольшая ротация наблюдалась в категориях газировки, готовых завтраков, макаронных и кондитерских изделий, бытовой химии и уходовых средств, по данным АКОРТ.

Замещение иностранных брендов в пищевой промышленности началось еще в 2015 г., когда правительство ввело ограничения на поставки продовольствия из-за рубежа, напоминает генеральный директор Infoline Иван Федяков. По оценкам его компании, более 85% продукции на полках российских супермаркетов локального производства, поэтому очередная волна санкций не сильно повлияла на рынок продуктов питания. Основные проблемы возникли лишь у тех предприятий, которые были де-юре российские, но по факту принадлежали крупным транснациональным или европейским компаниям, говорит Федяков.