Аналитики прогнозируют снижение цен на алмазы в мире в I квартале

Но в течение 2023 года стоимость камней, вероятнее всего, вновь вернется к росту
Спрос на ювелирную продукцию может быть частично поддержан открытием рынка Китая после коронавирусных ограничений/ MONIRUL BHUIYAN / AFP

Производители алмазов, в том числе российская «Алроса», будут вынуждены снизить отпускные цены в I квартале 2023 г. из-за падения спроса на бриллианты в ювелирном секторе. Об этом сообщается в аналитическом обзоре «Ренессанс капитала».

В документе со ссылкой на данные ценового агентства Rapaport отмечается, что южноафриканская компания De Beers, которая наряду с «Алросой» является крупнейшим в мире производителем алмазов, уже снизила цены. Стоимость алмазов более 2 каратов снижена на 10%, цена камней размером 0,75–2 карата также снижена, но незначительно. В то же время цены на алмазы размером менее 0,75 карата выросли на 10%, сообщило Rapaport.

«Ренессанс капитал» отмечает, что это первая крупная корректировка цен на алмазы с начала 2022 г., когда они были подняты на 8–10% De Beers и «Алросой» на фоне стабильного спроса на бриллианты для ювелирных изделий и на необработанные алмазы. С тех пор цены на алмазы оставались стабильными. При этом спрос на ювелирные изделия с бриллиантами в 2022 г. также «оставался слабым» и цены на бриллианты снизились на 20% по сравнению с пиковым значением марта 2022 г., указывается в обзоре.

По оценке «Ренессанс капитала», в среднем De Beers снизит цены на 4,5%, «Алроса» – на 1,5%. Но этого будет недостаточно, чтобы компенсировать падение цен на бриллианты, полагают аналитики. В связи с этим, а также ввиду слабых данных о продажах бриллиантов в США и Китае, инвестбанк прогнозирует дальнейшее снижение цен на алмазы в I квартале 2023 г.

Индекс цен на алмазы IDEX 9 марта 2022 г. превышал 158 пунктов против 131,5 пункта в конце декабря 2022 г. На 18 января 2023 г. индекс еще опустился до 130 пунктов.

Руководитель отдела аналитики ресурсных секторов «Ренессанс капитала» Борис Синицын сказал «Ведомостям», что в целом в 2022 г. спрос на алмазы был высоким. Например, продажи De Beers почти на 10% превысили средний показатель за последние 10 лет и стали рекордными с 2014 г. «Но не оправдались надежды на ювелирный спрос [на бриллианты] в 2022 г.», – отмечает он. По словам Синицына, спрос на ограненные алмазы начал сокращаться уже в апреле – мае, причем существенными темпами – 20–30% в годовом выражении. Кроме того, результаты праздничных (рождественских) продаж в США, на которые приходится половина мирового спроса на ювелирные изделия, из-за инфляции в стране, по словам эксперта, «не оправдали ожиданий огранщиков», показав снижение по сравнению с 2021 г.

Синицын добавляет, что бриллианты начали дешеветь почти сразу после начала падения ювелирного спроса и в целом за 2022 г. потеряли в цене почти 10%. «Даже если ситуация со спросом на украшения не ухудшится, цены на алмазы придется уменьшить еще на 5–10%, чтобы не снижать добычу и объем продаж», – говорит он.

Спрос на ювелирную продукцию, по словам Синицына, может быть частично поддержан открытием рынка Китая после коронавирусных ограничений. «Но рынок США почти в 6 раз крупнее китайского, а в США ситуация со спросом в 2023 г. вряд ли значительно улучшится», – добавляет он.

В России более 90% добычи алмазов приходится на «Алросу». Компания добыла в 2021 г. 32,4 млн каратов, продажи с учетом накопленных запасов составили 45,5 млн каратов. По данным «Алросы», ее доля в мировой добыче составляет около 30%. По оценке консалтинговой компании Bain & Company, добыча алмазов в мире в 2021 г. составила 116 млн каратов, доля «Алросы» на мировом рынке – 28%, столько же, как и у De Beers.

Начальник отдела аналитики «Алросы» Дмитрий Клименко подчеркнул «Ведомостям», что, по предварительным оценкам, в 2022 г. продажи ювелирных украшений с бриллиантами в мире были на уровне исторического рекорда 2021 г. или даже превысили его, хотя «спрос со стороны китайских потребителей был реализован не в полной мере из-за жестких ковидных ограничений». В 2023 г. спрос на алмазы, по его словам, будет коррелировать с конечным спросом на продукцию и с загрузкой мощностей гранильного сектора. Возможно смещение спроса в сторону более маржинального среднего и мелкоразмерного сырья, которое может получить новый импульс с отменой коронавирусных ограничений в КНР, отметил Клименко.

Аналитик «Алросы» добавил, что на цены на рынке влияет множество факторов, при этом фундаментальные факторы, поддерживающие рынок, сохраняются и «прогноз на перспективу позитивный».

Ведущий аналитик ИК «Велес капитал» Василий Данилов отмечает, что в целом спрос на алмазы в 2022 г. оставался высоким. В то же время к концу 2022 г. наблюдалось значительное его замедление. В декабре импорт алмазов в Индию (на страну приходится около 85% объемов огранки в мире. – «Ведомости») сократился на 27% в годовом выражении, а экспорт бриллиантов из Индии – на 28%. Эта динамика, по его словам, обусловлена падением спроса на ювелирные изделия в ключевых странах-потребителях. Так, в США объем покупок ювелирных изделий сократился на 2,9% в годовом выражении в сентябре и на 3,8% в октябре, а в ноябре вырос лишь на 0,6%. В Китае наблюдалась похожая динамика: сокращение спроса на 0,8% и 5,1% в октябре и ноябре соответственно.

Аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев отмечает, что наиболее сильное снижение цен на бриллианты во втором полугодии 2022 г. коснулось небольших камней массового спроса в результате геополитической напряженности и опасений относительно экономической рецессии в мире. Для камней инвестиционного качества – от 4 каратов и выше – падение цен было менее выражено. Слабый спрос на бриллианты отмечается на самых массовых рынках – в США и Китае, соглашается аналитик.

Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов отмечает, что большинство алмазных ценовых индексов в 2022 г. снижалось. «После относительного перегрева рынка конца 2021 г. и начала 2022 г. цены фактически вернулись к стабильному уровню 2015–2017 гг.», – говорит он. Перегрев был вызван сбоями в цепочке поставок и общим ажиотажем на товарных рынках, напоминает аналитик.

Емельянов не ожидает, что падение цен на алмазы станет трендом 2023 г. Он поясняет, что глобальная инфляция сказывается на росте издержек и не даст камням сильно подешеветь. По его мнению, цены могут стабилизироваться на ближайшие один-два года. Данилов добавляет, что ценам не даст сильно упасть сокращение предложения алмазов в 2022 г., в результате которого спрос превысил предложение на 20–25 млн карат.

Калачев не исключает, что в I квартале 2023 г. тренд на снижение цен может продолжиться. «Но во второй половине года нужно ждать восстановительного роста цен на алмазы и бриллианты, как это уже сейчас наблюдается в ценах на золото», – добавляет он.

Руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов согласен, что в 2023 г. будет преобладать «повышательный тренд» по ценам на алмазы ювелирного качества. Он напоминает, что средние цены на такие алмазы в течение 2022 г. выросли на 30–35%, а продажи ювелирных изделий с бриллиантами на 10–15% превысили уровни продаж до пандемийного 2019 года.