Производители спецтехники просят увеличить поддержку льготного лизинга в 5 раз

Это должно помочь в конкурентной борьбе с китайскими компаниями
Российские и китайские заводы пытаются захватить свободные зоны на рынке после ухода поставщиков техники из недружественных стран/ Вадим Ахметов / URA.RU / ТАСС

Ассоциация «Спецавтопром» попросила правительство выделить в 2023 г. дополнительно 4  млрд руб. на программу льготного лизинга специальной техники, рассказал «Ведомостям» гендиректор ассоциации Денис Кудрявцев. Письма с соответствующей просьбой были направлены 14 декабря 2022 г. через председателя комитета Госдумы по финрынкам Анатолия Аксакова в Минфин и 22 декабря через главу комитета по защите конкуренции Валерия Гартунга (оба – «Справедливая Россия») председателю правительства Михаилу Мишустину (копии есть у «Ведомостей»).

В «Спецавтопром» входит более 80 предприятий, выпускающих самоходную, специальную и дорожно-строительную технику (ДСТ). В письмах ассоциация сообщает, что благодаря программе льготного лизинга, которая реализуется по постановлению № 811 от 3 июня 2020 г., в 2023 г. удастся продать со скидками спецтехники и оборудования для нее на сумму не более 20 млрд руб. Всего в бюджете на эту программу в этом году заложен 1 млрд руб.

Импорт заезжает на стройки

Вместе с тем в ассоциации указывают на то, что правительство в мае 2022 г. утвердило правила предоставления субсидий по кредитам, выданным на приобретение приоритетной импортной продукции (постановление № 895). Благодаря этому компания «Автодор-лизинг» получит субсидии на покупку 6676 импортных дорожно-строительных машин, включая асфальтоукладчики, автогрейдеры, дорожные катки, бульдозеры, экскаваторы, погрузчики, краны, самосвалы, на 120 млрд руб. «По сути, это альтернатива льготному лизингу и прямая поддержка импорта», – отметил Кудрявцев.

Минфин в своем ответе на предложение «Спецавтопрома» 17 января 2023 г. сообщил, что средства в размере 1 млрд руб. на 2023 г. и по 1,3 млрд руб. на 2024 и 2025 гг. на льготный лизинг спецтехники были предусмотрены в бюджете по предложению Минпромторга на основе прогноза выпуска российской техники в эти годы.

«Соответственно, вопрос увеличения финансового обеспечения программы на 2023 г. до 5 млрд руб. следует рассматривать после подтверждения Минпромторгом такой необходимости», – говорится в письме за подписью замминистра финансов Ирины Окладниковой (есть у «Ведомостей»). Гартунг ответа на свое письмо не получил.

Указанные объемы средств предусмотрены с учетом приоритизации расходов бюджета, сказал «Ведомостям» представитель Минпромторга. По его словам, вернуться к вопросу об увеличении объема финансирования льготного лизинга целесообразно по мере расходования средств бюджета в 2023 г. Для этого также нужно будет провести анализ тенденции расходования субсидии и определить источники дополнительного финансирования, добавил представитель ведомства.

В 2020–2021 гг. соотношение новой импортной и отечественной спецтехники на рынке РФ было примерно 80 на 20%, но в 2022 г. доля российских машин выросла до 30%, говорит Кудрявцев. Рост производства произошел, по его словам, в основном по тем наименованиям, которые выпускались в нашей стране и ранее. «Это, в частности, бульдозеры, грейдеры, катки, щебнераспределители и др. А ниша рынка, которую занимала сложная и дорогостоящая техника ушедших из-за санкций с российского рынка компаний (асфальтоукладчики, дорожные фрезы, бетоноукладчики, перегружатели асфальтобетонной смеси, ресайклеры, гусеничные краны большой грузоподъемности), теперь перешла к китайцам», – сетует Кудрявцев. 

Увеличение господдержки через льготный лизинг, по его мнению, поможет российским производителям конкурировать с техникой из КНР, покупка которой летом 2022 г. «была особенно выгодной из-за низкого курса доллара».

Утильсбор против демпинга

Гендиректор Челябинского завода промышленных тракторов (ЧЗПТ) Денис Абдулкарамов отмечает, что особенно остро конкуренция с китайскими производителями ощущалась в конце 2022 г. «Всего за прошлый год от компании ушло 60% клиентов. Они отдали предпочтение китайским тракторам и бульдозерам из-за их дешевизны», – добавляет собеседник. Но после повышения ставок утильсбора (выплата в бюджет, которая должна компенсировать утилизацию техники; выплачивается производителями и импортерами. – «Ведомости»), считает он, цены на иномарки уже не будут такими низкими. Гендиректор ЧЗПТ ожидаемо поддержал увеличение финансирования льготного лизинга. От этого в первую очередь выигрывает конечный потребитель, уверен он.

Правительство с 1 января 2023 г. повысило утильсбор на спецтехнику, в зависимости от вида и возраста машин рост составил до 5 раз. Базовые ставки при нынешней индексации остались прежними (от 20 000 до 172 500 руб. в зависимости от типа машины), но выросли коэффициенты. Например, для новых самосвалов максимальной массой 20–50 т коэффициент вырос с 6,3 до 8,51, для самосвалов старше трех лет – с 13,57 до 19. В пресс-службе правительства ранее поясняли, что повышение сбора необходимо для защиты от демпинга импортеров. 

О демпинге со стороны зарубежных производителей говорили и в «Росспецмаше» – ассоциации, продвигающей интересы отечественных машиностроителей. Особенно остро стоит вопрос конкуренции с китайскими поставщиками, говорил «Ведомостям» источник на одном из заводов – изготовителей дорожно-строительной техники. 

Спрос со стороны российских компаний – добывающих, строительных и проч. – на китайскую технику есть, подтверждает гендиректор «Газпромбанк лизинга» Максим Калинкин. Но российские производители пока не могут закрыть эту потребность полностью, указывает он. «Поэтому то, что продукция китайского тяжелого автопрома наступает, выглядит совершенно логично. Для лизинговых компаний превалирующим фактором тут станет финансирование техники с наличием сервиса и гарантийных обязательств на территории РФ. Выбор остается за клиентом», – говорит собеседник. 

По словам Калинкина, минимальный эффект от программы с текущим бюджетом составит 6,6 млрд руб. стоимости проданной со скидками техники. Он напоминает, что с 2023 г. из перечня программы была исключена колесная техника, включая прицепы. Таким образом, под действие льготного лизинга спецтехники сейчас подпадает самоходная техника (экскаваторы, автогрейдеры, комбайны и т. д.) и оборудование, применяемое в пищевой промышленности и сельском хозяйстве. 

«С учетом сокращения перечня типов техники по программе выделяемых ассигнований на 2023 г. в 1 млрд руб. недостаточно для покрытия спроса на рынке спецтехники. По нашим оценкам, в текущих условиях возможно рассмотреть бюджет программы в размере 3 млрд руб. Но необходимо принять во внимание, что решение по определению бюджетов инструментария господдержки спецтехники принимается исходя из поступлений утильсбора импортной техники», – говорит Калинкин. 

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что в текущих условиях предложения «Спецавтопрома» «выглядят логично». «Программа льготного лизинга – один из ключевых инструментов поддержки отрасли. Более того, эта схема в наименьшей степени требует финансовых ресурсов от государства», – добавляет эксперт. Если российские компании могут произвести необходимое количество ДСТ и сама техника удовлетворяет потребностям покупателей, то объем господдержки, по мнению Бурмистрова, необходимо увеличить.