Инвесторы из США вложили в китайский искусственный интеллект $40 млрд

Но скоро власти США могут запретить такие инвестиции
За шесть лет американский вклад составил 37% от общего объема инвестиций в технологии искусственного интеллекта в Китае/ JU HUANZONG / Xinhua via AFP

Американские инвесторы в последние годы вложили $40,2 млрд в китайские компании, занимающиеся разработкой технологий искусственного интеллекта (ИИ), сообщило агентство Reuters со ссылкой на Центр безопасности и новых технологий (CSET) Джорджтаунского университета. По его данным, за период с 2015 по 2021 г. (т. е. и в разгар торговой войны, начатой президентом Дональдом Трампом в 2018 г.) инвестиции из США составили 37% от общего объема вложений в сектор китайских технологий ИИ.

Всего речь идет о 167 американских инвесторах, которые за упомянутый период времени приняли участие в 401 сделке. По числу сделок лидером среди американских инвесторов оказался венчурный фонд GGV Capital, который обеспечил 43 контракта. Подразделения компаний Intel и Qualcomm заключили 11 и 13 сделок соответственно.

Отмечается, что документ CSET появился на фоне возрастающего внимания в США к инвестициям в ИИ, квантовые вычисления и полупроводники. Как сообщало еще 3 сентября 2022 г. агентство Bloomberg, Белый дом намерен отдельным указом позволить американскому правительству напрямую блокировать инвестиции в технологический сектор Китая. Администрация Джо Байдена также обсуждает с конгрессом законопроект, который потребует от компаний заранее раскрывать информацию о возможных инвестициях в отдельные отрасли китайской экономики. Одной из целей ограничений ставится сдерживание развития военных технологий КНР.

При этом часть инвесторов США сотрудничали и с китайскими компаниями, которые подпали под американские санкции. Например, фонд GSR Ventures инвестировал в одну из компаний по ИИ вместе с китайской фирмой по распознаванию речи iFlyTek уже после того, как она была добавлена ​​в черный список минторга США за нарушение прав человека в Синьцзяне. Silicon Valley Bank и группа Wanxiang American Healthcare инвестировали свои средства вместе с китайской SenseTime, которая затем попала в тот же черный список минторга из-за аналогичных обвинений.

В сумму $40,2 млрд входят не только прямые средства, но и оплата труда американских специалистов, которые работали в КНР вместе с китайцами, говорит директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. Возможный запрет на инвестиции в Китай нанесет удар и по американским разработкам, так как у компаний из США много совместных проектов с организациями из КНР. Но при этом эксперт признает, что такой сценарий несколько затормозит развитие Китая в сфере ИИ. Но если США уйдут с этого рынка, то их место почти наверняка займут Южная Корея, Сингапур, Индия и даже Россия, в таком случае у китайцев во многом пропадет стимул подстраиваться под правила американцев, считает Маслов.

В большинстве сфер жизни, где есть место технологиям, работает ИИ, он стал сквозной технологией, рассуждает директор «Акселератора ФРИИ» Дмитрий Калаев. «Он встроен в финансовые и рекламные сервисы, в мобильные приложения, сервисы доставки, логистики, используется в сельском хозяйстве, транспорте, медицине, роботах, безопасности. Искусственный интеллект стал базой, без которой ничего не работает», – объясняет он.

США против алюминия из КНР

США начали запрещать в своих портах импорт алюминиевых изделий из Китая, которые якобы могли быть изготовлены с помощью принудительного труда уйгуров, сообщает Bloomberg. Погранично-таможенная служба США начала выдавать «уведомления о задержании» изделий из алюминия, которые используются в автомобильной индустрии, сообщила на своем сайте одна из крупнейших в мире судоходных компаний – AP Moller-Maersk A/S.

Интерес к ИИ растет и со стороны российских инвесторов. Одна из самых известных инвестиций бизнесмена родом из России в ИИ была сделана в 2016 г., когда миллиардер Юрий Мильнер инвестировал в китайскую компанию Horizon Robotics. Компания разрабатывает платформу искусственного интеллекта на основе нейронной сети, которая включает в себя программное обеспечение и микросхемы, позволяющие добиться взаимодействия человека с компьютером, способности компьютера воспринимать окружающую среду. В ИИ инвестировал и основатель ABBYY Давид Ян. В 2017 г. он запустил алгоритм Yva.ai. Сначала он был нужен для планирования задач на основе содержания электронных писем. Со временем сервис превратился в систему для анализа поведения сотрудников. С помощью сервиса можно понять, когда сотрудник выгорит, захочет уволиться или будет готов к повышению, насколько он вовлечен в работу и продуктивен. Суммы сделок в обоих случаях не раскрывались.

ФРИИ инвестировал в проекты с ИИ еще в 2014 г., напомнил Калаев: в компанию VisionLabs, занимающуюся технологиями распознавания лиц. «Уже через два года компания выросла в разы, и мы продали свою долю. Компания продолжает активно развиваться и является одной из крупнейших в России в своем направлении», – говорит он.

В каждом четвертом стартапе, который приходит к нам в фонд или акселератор, есть ИИ, говорит Калаев. «Все инвесторы, которые вкладываются в IT, одновременно точно инвестируют и в искусственный интеллект. ИИ сейчас – это не отдельная ниша. ИИ не делает стартап перспективным априори, как не делает этого блокчейн или любая другая технология. Инвесторы смотрят не на технологию искусственного интеллекта, а на продукт, клиентов и рынок стартапа в целом», – добавляет директор «Акселератора ФРИИ».

Однако основное препятствие для развития ИИ-технологий как в России, так и в мире – это дефицит компьютерного железа и чипов, который мы наблюдаем с 2021 г. по всему миру, отмечает Калаев. В России эта тенденция усиливается санкциями, уточняет он. «Для прикладных задач нам хватает, но в построении больших инфраструктурных решений могут быть проблемы. Но технология очень востребована, а значит, рынок будет находить решения», – знает эксперт.