Рынок кикшеринга в России к 2025 году должен вырасти втрое

Ему помогут региональная экспансия операторов и рост количества поездок на пользователя
По итогам 2022 г. в парках российских операторов было 192 000 электросамокатов, на которых 15,5 млн пользователей совершили 103,5 млн поездок/ Максим Стулов / Ведомости

Объем рынка услуг аренды электросамокатов (кикшеринг) в России вырастет к 2025 г. втрое к результату 2022 г. и достигнет 39,5 млрд руб. Чуть более чем в 3 раза вырастет и количество поездок на электросамокатах – до 337 млн. Об этом говорится в исследовании рынка кикшеринга, подготовленном отраслевым порталом о городских сервисах «Трушеринг» (есть у «Ведомостей»).

На этом рынке в России представлено три ключевых оператора – «Яндекс Go», Whoosh и «Юрент», их совокупная доля в 2022 г. составила почти 94% (рост на 3 процентных пункта за год). Всего же в стране работает около 40 компаний, сдающих самокаты в поминутную аренду более чем в 170 городах.

По итогам 2022 г. в парках российских операторов было 192 000 электросамокатов, на которых 15,5 млн пользователей совершили 103,5 млн поездок, подсчитал «Трушеринг». Выручка компаний на один самокат составила 69 200 руб. в год при средней стоимости минуты аренды в 7,3 руб. и продолжительности поездки в 18 минут. Обеспеченность самокатами в городах присутствия сервиса была на уровне 2,7 единицы на 1000 человек.

«К 2025 г. <...> общий парк кикшеринговых сервисов составит 439 000 самокатов. Клиентская база увеличится до 32,5 млн пользователей, которые совершат 337 млн поездок», – отмечается в документе. В прошлом году в сервисах кикшеринга было зарегистрировано в общей сложности порядка 34 млн аккаунтов, но, поскольку один и тот же пользователь может быть зарегистрирован в нескольких приложениях одновременно, количество уникальных заметно меньше, поясняет «Трушеринг».

При этом динамика роста клиентской базы с годами будет снижаться – с 57% за 2022 г. до 21% в 2025 г. То же будет происходить с темпами прироста числа поездок и парка самокатов. В первом случае динамика снизится с 88 до 31%, во втором – с 66 до 24% в соответствующие годы. Эти прогнозы основаны на данных о региональной экспансии операторов кикшеринга. Например, «Яндекс Go» в 2022 г. запустил аренду самокатов в Петербурге и Туле.

Региональная экспансия наряду с увеличением глубины проникновения и повышением количества поездок на пользователя станут ключевыми драйверами роста этого сегмента, говорится в исследовании. В частности, в России есть 31 город, где может запуститься кикшеринг. Потенциальная аудитория в этих городах – 2,87 млн человек, подсчитал «Трушеринг».

Кроме того, операторы активно привлекают финансирование через частные инвестиции или публичное размещение. Так поступил, например, Whoosh, который в ходе IPO в 2022 г. привлек 2,1 млрд руб. Это примерно в 2 раза меньше, чем планировала компания, но менеджмент счел размещение успешным («Ведомости» писали об этом 15 декабря 2022 г.). Полученные средства компания будет в последующие несколько лет вкладывать в расширение парка электросамокатов, говорили аналитики. По словам представителя Whoosh, на привлеченные с IPO средства сервис уже закупил 45 000 электросамокатов и увеличил парк на 55% до 127 000 устройств.

Индустрии кикшеринга помогают развиваться и прозрачные принципы регулирования на федеральном и региональном уровнях, отмечается в исследовании. С 1 марта 2023 г. в России вступают в силу изменения в ПДД, касающиеся электросамокатов, гироскутеров и сегвеев, которые теперь получили особый статус средства индивидуальной мобильности (СИМ). Их максимальная скорость ограничивается 25 км/ч. До марта человек на электросамокате все еще считается пешеходом.

Сооснователь «Юрента» Андрей Азаров в интервью «Ведомостям» в январе 2023 г. отмечал, что новыми правилами будет установлен скоростной лимит для всех электросамокатов на уровне 25 км/ч вне зависимости от мощности. По его словам, это в большей степени затронет частные самокаты, поскольку шеринговые и так технически не могут разогнаться быстрее этой скорости.

Среди ключевых рисков кикшеринга исследователи называют геополитическую ситуацию, сложившуюся в России на фоне СВО. Часть платежеспособной аудитории уехала из страны, влияние этого фактора могут усилить снижение объема финансирования, смещение фокуса городских властей с развития инфраструктуры для СИМ на другие задачи, потенциальные проблемы с закупками [самокатов], говорит руководитель «Трушеринга» Юрий Николаев. С последним сервисам кикшеринга пока удается справляться без особых проблем, признает он.

Представитель Whoosh назвал оценку рынка «Трушеринга» «амбициозной». «На наш взгляд, кикшеринг точно сможет достигнуть этих показателей, а по нашим прогнозам – и перешагнуть их», – отметил он. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что рост отечественного рынка шеринга обеспечат низкая база и мода на новый вид транспорта, а также низкая стоимость аренды по сравнению с ценой владения.

Сам Whoosh планирует расти за счет выхода в 10 новых городов России и СНГ. Расширение географии сервиса планирует и кикшеринг «Яндекса», сообщил «Ведомостям» его представитель.

Сервисы кикшеринга уже присутствуют во всех городах-миллионниках, сейчас выбираются города-стотысячники, говорит директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. Но надо понимать, что даже емкость миллионников до конца не выбрана, отмечает она: силами трех крупнейших игроков невозможно сейчас закрыть всю емкость российского рынка. «У нас есть три системообразующих игрока, а следом за ними сразу идут мелкие и микрокомпании. Прослойки крупного бизнеса, которая бы позволила покрыть весь рынок, в России нет», – отметила Эрдман.

На данный момент темпы развития инфраструктуры в Москве оптимальны, но в других регионах нынешних темпов недостаточно, отмечает Николаев. Москва – самый инфраструктурно приспособленный для электросамокатов город, подтверждает представитель Whoosh. «Но мы видим активную работу регионов, где власти делают важные шаги для внедрения кикшеринга в локальную транспортную систему и активно с нами сотрудничают, – говорит он. – Пример таких городов – Тюмень и Санкт-Петербург. А в некоторых городах, например во Владивостоке, местные власти сами опрашивают велосипедистов и пользователей СИМ о популярных маршрутах».