Минсельхоз может повысить стоимость прав на добычу некоторых видов крабов в два раза

Это приведет к снижению числа желающих их купить
Торги по второму этапу инвестиционных квот на добычу краба Росрыболовство планирует провести в 2023 г./ Юрий Смитюк / ТАСС

Стартовая цена на добычу камчатского краба в Баренцевом море может вырасти на 27% до 5,6 млрд руб. по сравнению 2019 г., а на краба стригуна-опилио – на 94% до 4,27 млрд руб., подсчитали «Ведомости» на основе данных из проекта Минсельхоза, определяющего формулу расчета и среднюю минимальную стоимость отдельных видов этих биоресурсов для торгов на этот год. Документ размещен на портале проектов нормативных актов.

Расчеты подтвердили в одной крабодобывающей компании и в одной из рыболовецких ассоциаций. Из проекта также следует, что инвесторы должны будут построить девять краболовов и один объект в порту.

А вот на Дальнем Востоке стартовая цена лотов, судя из проекта Минсельхоза, может, наоборот, снизиться. В зависимости от объема и зоны добычи, а также минимальной цены на крабов она упадет на 8,4–42,7% (самих лотов будет 26 с обязательством построить 24 краболова и два инфраструктурных объекта).

Торги по второму этапу инвестиционных квот на добычу краба Росрыболовство планирует провести в 2023 г. Первый этап прошел четыре года назад. Тогда на аукционы выставили 50% от допустимого улова краба в Северном и Дальневосточном бассейнах. Покупатели должны были также построить 41 краболов. В этом году планируется распределить оставшиеся 50%, крабодобытчиков обяжут построить 33 краболова и три инфраструктурных объекта в портах. Общий допустимый объем улова (ОДУ) краба на 2023 г. установлен в размере 77 000 т.

Источник в одной из компаний, добывающих краба, объясняет, что и первые, и вторые инвестиционные аукционы задумывались в первую очередь для консолидации добычи этого ресурса на Дальнем Востоке. В Северном бассейне камчатский краб был распределен на торгах как вновь вводимый для промысла ресурс еще в 2004 г. Тогда разыгрывалось всего пять лотов по 20%, т. е. изначально не могло быть более пяти участников. Такая же ситуация была и на аукционе в 2016 г. по крабу опилио, но тогда продавали четыре лота по 25%. А вот по итогам распределения инвестиционных квот 2019 г. права на добычу 50% обоих видов краба приобрели две группы компаний – Северо-Западный рыбопромышленный консорциум и «Антей» (представители обеих компаний отказались от комментариев).

Из-за ухудшения экономической ситуации и довольно высокой на этом фоне стартовой цены на продажу права на вылов краба число игроков, готовых участвовать в аукционах, может сократиться как в Северном, так и в Дальневосточном бассейне, говорит топ-менеджер одной из добывающих компаний. Усугубляет ситуацию и то, что добытчики краба на севере, по его словам, сталкиваются со сложностями сбыта товара. Он напоминает, что варено-мороженый краб поставлялся преимущественно в США, а эта страна ввела эмбарго на российскую продукцию. В Китае же этот продукт не пользуется спросом по причине того, что туда поставляется в основном живой краб, а к мороженому относятся как к товару второго сорта. Поставки живого краба с севера, несмотря на удачные попытки, являются рискованными из-за дорогой логистики, добавляет он.

Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) ранее сообщала, что по итогам 2022 г. экспорт краба в Китай вырос на 41% до 23 390 т в натуральном выражении и на 15% до $770,4 млн в денежном. Рост связан с низкими ценами на продукт из-за избытка предложения: средняя стоимость в прошлом году составляла $33 за 1 кг, тогда как в 2021 г. он продавался по $40,4. Председатель совета директоров Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Дмитрий Озерский тогда говорил, что в такой ситуации нет уверенности, что новые аукционы вызовут высокий интерес.

«Русский краб», как говорит генеральный директор этой группы Александр Сапожников, планирует участвовать в аукционах на Дальнем Востоке. В 2019 г. компания выиграла 10 торгов.

Для бюджета важна не столько начальная цена, сколько финальная, которую заплатят победители торгов, говорит президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев. По его словам, в 2019 г. конечная стоимость выросла на 25%. Но стартовая цена не должна стать барьером для доступа к этим торгам максимально возможного числа участников, считает Осинцев, и повышать ее в текущей ситуации нецелесообразно. Условия надо сохранить еще и в связи с тем, что инвесторы несут затраты на строительство краболовных судов и других объектов. Собеседник «Ведомостей» в одной из добывающих компаний считает, что исходя из проблем со сбытом варено-мороженого краба и того факта, что добычу краба на севере могут осуществлять лишь несколько компаний, новые инвестиционные аукционы могут перенести на несколько лет. Иначе они пройдут без реальной борьбы.

Представитель Минсельхоза перенаправил запрос «Ведомостей» в Росрыболовство. Там сообщили, что крабовый бизнес высокорентабельный, а продукция из крабов пользуется устойчивым спросом как на российском, так и на мировом рынке. Поэтому в ведомстве ожидают высокого интереса со стороны инвесторов.