Moeller-Maersk продала последние активы в России

Логистические комплексы в Санкт-Петербурге и Новороссийске оцениваются в 1,5 млрд рублей
В Петербурге компания продала мультитемпературный комплекс площадью 23 500 кв. м на территории «PNK парк Софийская КАД»/ pnkgroup.ru

Международная транспортно-логистическая компания A.P. Moeller-Maersk продала два логистических центра в Санкт-Петербурге и Новороссийске кипрскому офшору IG Finance Development Limited. Об этом группа сообщила 20 февраля 2023 г. Сумма сделки не раскрывается.

Moeller-Maersk – один из крупнейших в мире логистических операторов со штаб-квартирой в Копенгагене. Сделка стала завершением процесса ухода группы из России. Решение о прекращении работы в РФ было принято в марте 2022 г. после начала СВО на Украине и введения санкций против России.

С 30 ноября 2021 г. единственный владелец IG Finance Development Limited – гражданин Латвии Сергей Кубракс, проживающий в Ирландии, следует из кипрского реестра юрлиц. По данным украинских СМИ, в 2019 г. гражданин Ирландии с аналогичным именем и фамилией был совладельцем украинского Смелянского электромеханического завода, который производит и ремонтирует тяговые электродвигатели для железнодорожного подвижного состава. По информации «СПАРК-Интерфакса», в 2010-е гг. IG Finance Development Limited несколько лет была владельцем ООО «Новая инвестиционная группа», зарегистрированного в Центре международной торговли в Москве. На сайте Новой инвестиционной группы говорится, что она «специализируется на инвестициях в предприятия средней капитализации в машиностроении, нефтесервисе, сельском хозяйстве, производстве стройматериалов и фармацевтике».

Пресс-служба NF Group, выступавшей консультантом сделки Maersk, сообщила 20 февраля, что в Петербурге компания продала мультитемпературный комплекс площадью 23 500 кв. м на территории «PNK парк Софийская КАД». Он был построен под нужды Moeller-Maersk по схеме built-to-suit (строительство под конкретного клиента), уточняется в релизе. Объект находится недалеко от аэропорта Пулково и трассы М10. В составе комплекса – камеры глубокой заморозки до минус 25 градусов, площадки для временного хранения контейнеров. В Новороссийске, в 10 км от порта, расположен контейнерный терминал площадью 28 750 кв. м и вместимостью 1500 TEU (эквивалент стандартного 20-футового контейнера) с комплексами по перевалке удобрений, наливных, генеральных и паллетизированных грузов.

Собеседник «Ведомостей» в одной из логистических компаний Санкт-Петербурга сообщил, что приобретение двух терминалов на территории России в свое время соответствовало глобальной стратегии Maersk по организации сквозной доставки грузов. По его словам, припортовый контейнерный терминал в Новороссийске обрабатывает экспортные грузы, в частности обеспечивает упаковку привезенного автотранспортом и по железной дороге зерна в контейнеры. Склад замороженной продукции в Петербурге обрабатывает экспортно-импортные потоки, основную часть объемов дает обработка импортных фруктов.

Большую часть своего бизнеса Maersk продала в III квартале 2022 г. Компания продала 30,75% акций крупнейшего в России оператора контейнерных терминалов Global Ports группе «Дело» Сергея Шишкарева за $135 млн. До этой сделки группа «Дело» и Maersk владели по 30,75% акций Global Ports, по завершении «Дело» получило контроль над 61,5% акций оператора.

«Ведомости» запросили Минфин, согласована ли сделка по логистическим центрам Moeller-Maersk правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями в России.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценивает рыночную стоимость обоих объектов в 3–3,5 млрд руб. Но с учетом дисконта, который обязала давать правительственная комиссия, стоимость активов, по его оценке, «не превысила 1,5 млрд руб.».

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отметил, что общие мощности складской недвижимости в России по итогам 2021 г. составляли 29 млн кв. м. «В таком случае проданные Maersk склады составляют около 1,5% всех мощностей», – говорит эксперт. По его словам, преимуществом комплекса в Петербурге является его способность обслуживать скоропортящиеся грузы.

В подготовке статьи участвовала Галина Казакулова