Ресурс атомных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» могут продлить до 2030-х годов

Такая возможность рассматривается на фоне рисков нехватки новых мощных судов
Срок эксплуатации ледоколов продлевался уже несколько раз/ Wikimedia

«Атомфлот» (ФГУП под управлением «Росатома», владеет флотом атомных ледоколов России) рассматривает возможность продления ресурса ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» на 25 000 часов до 260 000 часов. Об этом «Ведомостям» заявил представитель ФГУПа.

«Атомфлот» обеспечивает проводку грузовых судов по Северному морскому пути (СМП) и, в частности, по территориям, где сосредоточены крупные месторождения российских нефтяных, газовых и угольных компаний.

«Таймыр» и «Вайгач» были построены в кооперации хельсинкской верфи Wartsila и ленинградского «Балтзавода» в 1989 и 1990 гг. соответственно. Срок эксплуатации этих ледоколов продлевался уже несколько раз. В апреле 2021 г. ресурс был увеличен на 35 000 часов до 235 000 часов, сообщал «Росатом». Занимавший тогда пост гендиректора «Атомфлота» Мустафа Кашка говорил, что в зависимости от интенсивности эксплуатации этого должно хватить до 2027–2028 гг.

При интенсивности эксплуатации 5800 часов в год (средняя исходя из 35 000 часов за шесть лет) ресурса этих атомных ледоколов хватит еще на четыре года, т. е. примерно до 2031–2032 гг.

Российские крупные сырьевые компании с проектами в Арктике неоднократно говорили о риске возникновения дефицита ледокольного флота при росте грузопотока по СМП. 3 марта 2023 г. тему вновь поднял на конференции «Арктика-2023» руководитель направления по ледокольному обеспечению «Газпромнефть шиппинга» (дочерняя структура «Газпром нефти») Алексей Черепанов. Он подчеркивал, что специализированных судов для ледовой проводки уже не хватает «даже на Енисейский район». «Если какой-то ледокол уходит [в другой район СМП], складывается ситуация, что ледоколов нет, – констатировал он. – Терминалы обеспечивать будет некому».

«Газпром нефть» оперирует двумя дизельными терминальными ледоколами «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий». Они в зимнее время обеспечивают стыковку танкеров с терминалом Новопортовского месторождения (извлекаемые запасы – более 250 млн т нефти и газового конденсата, свыше 320 млрд куб. м газа). Проводку танкеров от терминала «Ворота Арктики» в районе Мыса Каменного на Ямале, где отгружается нефть с Новопортовского, до Карского моря обеспечивают «Таймыр» и «Вайгач».

Но характеристики этих атомных ледоколов не позволяют создать комфортные условия работы для танкеров, следует из презентации «Газпромнефть шиппинга», с которой ознакомились «Ведомости». В ней говорится, что танкер-челнок шириной 34 м «испытывает серьезные трудности» с движением по каналу во льду шириной 28 м, проложенному ледоколом «Вайгач». «Для арктических рек и заливов необходимо строить ледокол-ледорез шириной от 34 м и мощностью от 40 МВт», – говорится в презентации. В пресс-службе «Газпром нефти» не ответили на запрос «Ведомостей».

Согласно плану развития СМП, в 2030 г. грузопоток по нему должен вырасти до 150 млн т в год, в 2035 г. – до 220 млн т. В конце 2022 г. заместитель гендиректора «Росатома», директор дирекции СМП Вячеслав Рукша говорил, что грузооборот по СМП к 2030–2035 гг. «может превысить целевые показатели на 50–70 млн т». В 2022 г. по СМП было перевезено 34 млн т грузов, сообщала госкорпорация. Общий грузопоток по СМП в 2023 г. прогнозируется на уровне 46,82 млн т, следует из презентации «Газпромнефть шиппинга».

Около трети грузопотока в ближайшие годы должен обеспечить проект «Роснефти» «Восток ойл». Значительную часть грузов также дадут проекты «Новатэка» «Ямал СПГ», «Арктик СПГ – 1», «Арктик СПГ – 2» и Обский ГХК. Также в грузовую базу входят нефть Новопортовского и уголь Сырадасайского месторождения «Северной звезды» (группа AEON Романа Троценко), медь Баимского месторождения на Чукотке (казахстанская «КАЗ минералс»).

Представитель Минтранса перенаправил вопросы «Ведомостей» в «Росатом». «За организацию судоходства на СМП, включая расстановку ледоколов, полностью отвечает «Росатом», – подчеркнул он.

Представитель «Атомфлота» говорит, что круглогодичная навигация в восточной части СМП (здесь ледовая обстановка тяжелее, чем на западе. – «Ведомости») должна быть открыта к концу 2024 г. Собеседник «Ведомостей», знакомый с планами развития СМП, утверждает, что после открытия круглогодичной навигации «велика вероятность переброски» «Атомфлотом» части своих ледоколов на восточную часть маршрута.

Согласно плану развития СМП, к 2030 г. в состав атомного ледокольного флота будет входить семь универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (построено три из семи), один атомный ледокол проекта 10521 «50 лет Победы» (введен в 2007 г.), один головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510 и четыре неатомных ледокола, напоминает представитель «Атомфлота».

В какой стадии находится проект по неатомным судам, он не уточняет. По словам собеседника, близкого к «Росатому», речь идет о двух ледоколах для «Новатэка» и двух для «Норникеля», но решения о структуре финансирования по ним пока нет. Еще два планировала строить для себя «Роснефть».

В «Новатэке» и «Северной звезде» на запросы не ответили.

Летом 2022 г. сообщалось, что терминал «Роснефти» «Бухта Север» в Енисейском заливе на первом этапе (в 2024 г.) будет отгружать до 30 млн т нефти в год. К 2030 г. объем будет увеличен до 100 млн т в год. Представитель «Роснефти» сказал «Ведомостям», что названные ранее сроки «не переносились, не замораживались и не сдвигались».

Представитель «Норникеля» заявил, что компания сейчас привлекает у «Атомфлота» два ледокола типа «Таймыр» (их всего два – «Таймыр» и «Вайгач». – «Ведомости») по долгосрочному договору до 2027 г. и ледокол серии 22220 на срок до конца 2041 г. Кроме того, компания использует дизельный ледокол «Адмирал Макаров» Росморпорта, добавил он. Эта группировка, по его словам, позволяет проводить в порт Дудинка ежемесячно до 11 судов. В 2022 г. «Норникель» перевез по СМП 2,1 млн т грузов (+40% к 2021 г.). В сентябре 2021 г. «Норникель» также заключил трехстороннее соглашение с «Росатомом» и Дальневосточным центром судостроения и судоремонта (входит в «Роснефть») о разработке и строительстве дизель-электрического ледокола взамен выбывающего типа «Таймыр»/«Вайгач».

Сколько ледоколов в России

В России эксплуатируется более 40 ледоколов. У «Атомфлота» восемь атомных ледоколов, три из которых построено по проекту 22220 («Арктика», «Сибирь» и «Урал») мощностью 81 500 л. с., два – по проекту 10521 («Ямал» и «50 лет Победы») мощностью 75 000 л. с., два – по проекту 10580 («Таймыр» и «Вайгач») мощностью около 50 000 л. с., а также атомный контейнеровоз «Севморпуть» мощностью 40 000 л. с. В ведении Росморпорта, по данным ведомства, сейчас 33 дизель-электрических ледокола и ледокольных буксира, которые обеспечивают проводки в 16 замерзающих морских портах России. Самый мощный из них – «Виктор Черномырдин» (33 000 л. с.). Еще два ледокола проекта Aker ARC 130A мощностью по 30 000 л. с. («Андрей Вилькицкий» и «Александр Санников») эксплуатирует «Газпром нефть».

Директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев уточняет, что сегодня «Вайгач» и «Таймыр» выполняют ледокольные проводки в Обской губе, в Енисейском заливе и на реке Енисей. В том же районе работают также двухосадочные универсальные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь» и «Урал» и дизельные ледоколы Росморпорта «Ермак» и «Адмирал Макаров».

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что риски дефицита ледоколов после того, как СМП станет круглогодичным, сейчас «видят все основные грузоотправители». Он может начать ощущаться, по мнению эксперта, уже в следующем зимнем сезоне в случае холодной зимы.

Бурмистров добавляет, что до момента завершения процесса передачи «Балтзавода» под управление «Росатома» «трудно говорить о перспективах строительства новых ледоколов» (возможную передачу 51% «Балтзавода» «Росатому» в январе 2023 г. подтверждал глава ОСК Алексей Рахманов. – «Ведомости»). После передачи, по его мнению, будет рассматриваться увеличение его мощностей – в частности, перспективным представляется строительство сухого дока на базе второго стапеля.

Григорьев считает, что прогнозировать сроки введения четырех дизельных ледоколов пока рано, поскольку работа по их созданию «Атомфлотом» и добывающими компаниями «только начата».

В подготовке статьи участвовал Александр Волобуев