Потенциально крупнейший в России производитель голубики «Ягода-малина» выставлен на продажу

Его собственник решил сосредоточиться на другом бизнесе
Unsplash

Российский аукционный дом (РАД) выставил на продажу 100% ООО «Плодопитомник «Ягодамалина», которое занимается промышленным выращиванием голубики и другой ягоды в подмосковной деревне Филенино. Это «Ведомостям» сообщил представитель РАДа и подтвердили в самой компании. Стоимость лота – 1,2 млрд руб.

Продажа «Ягоды-малины», как говорят в РАДе, осуществляется по поручению собственника компании – АО «Киеппи». Ее представитель, в свою очередь, говорит, что единственный бенефициар общества решил продать непрофильный для себя актив и сосредоточиться на логистическом бизнесе.

Согласно «СПАРК-Интерфаксу», учредителями «Киеппи» в 2018 г. были бизнесмен Александр Тодоров и бывший заместитель председателя правительства Саратовской области Александр Жандаров. Текущие бенефициары там не указаны.

«Ягоде-малине», как сказано в презентации компании, принадлежит 167 га сельхозземли в Подмосковье. В 2021 г. Жандаров в интервью журналу «Эксперт» говорил, что почти 142 га компания планирует выделить для выращивания голубики. В этом случае это было бы крупнейшее предприятие по производству данной ягоды. По крайней мере, основатель ягодного хозяйства «Доктор Шарец» Константин Шарец утверждает, что плодопитомников такого размера в стране пока нет. На данный же момент портфель «Ягоды-малины» куда скромнее. Под голубику отведено лишь 20,2 га, еще 5,8 га используется для выращивания клубники, сказано в презентации. В собственности компании также находятся производственно-логистический комплекс и спецтехника. Плодопитомник продает ягоды дистрибуторам, напрямую в торговые сети, а также в розницу. Сельхозпредприятие также производит мед.

Текущий размер участка позволяет ежегодно производить до 5–6 т голубики, подсчитала руководитель проектов практики АПК консалтинговой компании Strategy Partners Анастасия Сысоева. По ее словам, это меньше 1% рынка. Но у питомника есть потенциал: кусты голубики начинают давать максимальный урожай только на пятый-шестой год, добавляет эксперт. А судя по выручке «Ягоды-малины», она начала продавать ягоду только в 2020 г. По итогам позапрошлого года она заработала 2,1 млн руб. Как сказано в презентации компании, ее выручка в 2022 г. должна была составить уже 17 млн руб. «Ягода-малина» также ожидает увеличения этого показателя до 266 млн руб. к 2025 г. и до 1,5 млрд руб. – к 2030 г.

В 2022 г. Россия, по данным Минсельхоза, собрала рекордный урожай плодов и ягод – 1,5 млн т, что на 5% выше показателей предыдущего года. Среди наиболее часто выращиваемых ягод – смородина, малина и земляника садовая. В последние годы также активно развивается производство голубики, но отдельную статистику по ней ведомство не ведет, сообщил представитель пресс-службы министерства. По словам генерального директора Ягодного союза Ирины Козий, активная закладка плантаций голубики в России началась только в 2018 г. Причем многие новые хозяйства пришли в этот сектор без достаточных знаний о технологиях выращивания голубики. Поэтому, по ее словам, «часть из них так и не дойдут до стадии эффективного плодоношения ягоды».

По словам Сысоевой, последние два года объем российского розничного рынка свежей голубики оставался стабильным и составлял 10 700–11 000 т (или около 25–30 млн руб.). Ягодный союз оценивал этот сегмент за позапрошлый год в 12 000 т. При этом 11 000 т из них приходилось на импортную ягоду, она завозилась из Чили, Марокко, Испании, Грузии, Белоруссии, Аргентины и проч. Правда, в 2026–2027 гг. российские ягодоводы, по прогнозам Козий, будут ежегодно собирать уже не 1000 т, а 3000–4000 т голубики. Но из-за снижения доходов населения предугадать, будет ли расти потребление свежих ягод, довольно сложно, отмечает эксперт. По данным исследовательской компании NielsenIQ, за 11 месяцев 2022 г. продажи фруктов (эта категория включает и ягоды) в торговых сетях увеличились в натуральном выражении на 2,7% к предыдущему году. Причем среди лидеров роста были черника и голубика. По словам Шареца, спрос на голубику стабильно растет и его хозяйство в перспективе планирует расширить существующие плодопитомники общей площадью 30 га еще на 20 га. Рынок ягоды переживает бурный рост, а имеющиеся на сегодня проекты в этом сегменте не покрывают внутренний спрос, добавляет руководитель отдела РАДа по продаже частного имущества в Москве и Московской области Инна Сафаргали.

«Ягода-малина» потенциально может заинтересовать крупные федеральные и региональные продовольственные сети, способные организовать доставку ягод с поля до прилавка, говорит Сысоева. К примеру, «Магнит» в 2021 г. уже объявлял о создании в Краснодарском крае предприятия по производству ягод. Из 16 га ритейлер планировал 10 га отвести под голубику, а оставшиеся площади – под клубнику. Открыть предприятие планировалось в 2023 г. Представитель «Магнита» сообщил, что сроки запуска проекта сдвинулись, но не уточнил насколько. Интересен ли компании аналогичный актив в Подмосковье – он не сказал.

Представители X5 Group, «Ленты», «Вкусвилла» сообщили, что их компании не рассматривают возможность приобретения плодопитомников.