Российские авиакомпании снизили перевозки грузов в начале года в 3,2 раза

Это связано с продолжающимся простоем крупнейшего игрока сегмента Air Bridge Cargo
Евгений Разумный / Ведомости

Перевозки грузов и почты российскими авиакомпаниями в январе – феврале 2023 г. упали в 3,2 раза в годовом выражении до 66 123 т. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, знакомых со статистикой авиаперевозок.

Сильнее всего просели перевозки между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ – тут показатель снизился в 7,3 раза до 22 103 т. Упали и перевозки грузов по России, но не так существенно – на 13% до 44 019 т. Между Россией и странами СНГ за отчетный период авиатранспортом было перевезено 4430 т грузов, рост к январю – февралю 2022 г. составил 8%, рассказали собеседники.

В то же время авиаперевозки пассажиров в январе – феврале снизились лишь на 5,5% в годовом выражении до 13,8 млн человек, отмечают источники, знакомые со статистикой Росавиации. Наибольшее падение наблюдается на международных линиях: за два месяца пассажиропоток снизился на 17% до 3,1 млн пассажиров. Авиаперевозки по внутрироссийским маршрутам просели лишь на 2% до 10,7 млн человек.

В 2022 г. перевозки грузов российскими авиакомпаниями упали в 2,5 раза до 600 000 т, т. е. до уровня начала 2000-х гг., писал РБК ранее в марте. После начала СВО на Украине в феврале 2022 г. российская авиаотрасль подпала под санкции ЕС, Великобритании и США. Большая часть самолетов находилась в лизинге у зарубежных компаний, которые после введения ограничений потребовали их вернуть. Часть самолетов была арестована в зарубежных аэропортах, но большую часть отечественные эксплуатанты оставили в России.

Тогда же авиавласти Бермуд и Ирландии, в реестрах которых были зарегистрированы самолеты Boeing и Airbus российских перевозчиков, приостановили регистрацию и сертификаты летной годности этих воздушных судов. Авиакомпании перерегистрировали самолеты в российский регистр. Но авиационные власти Европы, Китая, нескольких государств Ближнего Востока и других стран запретили самолетам с двойной регистрацией выполнять полеты над их территорией.

Ограничения затронули в том числе самолеты крупнейшей в России грузовой авиакомпании Air Bridge Cargo (ABC; входит в группу «Волга-Днепр»). Ее Boeing 747 стоят в аэропорту «Шереметьево», так как при полете за рубеж они могут быть арестованы, а внутри России им «некуда летать», поясняет собеседник «Ведомостей», знакомый со спецификой бизнеса авиационных грузоперевозок. Всего в парке ABC 17 самолетов Boeing 747 и один Boeing 777.

По данным Росавиации, в 2020 г. доля грузов, перевезенных ABC, от всего грузопотока российских авиакомпаний составила 45%, в 2021 г. – 43,6%.

В марте РБК писал, что ABC вернется к перевозкам грузов на международных направлениях на российских самолетах Ил-96-400Т, которые до 2016 г. эксплуатировала обанкротившаяся авиакомпания «Полет». По словам собеседника «Ведомостей» в одной из грузовых авиакомпаний, всего ABC рассчитывает на три самолета Ил-96.

«Ведомости» направили запросы в Росавиацию и «Волга-Днепр».

Директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий говорит, что наибольшее влияние на падение грузовых перевозок оказали санкции в отношении ABC, которая перевозила наибольший объем грузов среди всех российских перевозчиков. Вторым фактором, по его мнению, стало резкое падение международных пассажирских перевозок: авиакомпании возили грузы, в том числе доставки e-commerce, в багажных отделениях широкофюзеляжных пассажирских самолетов.

ABC перевозила грузы не только из Китая и других стран в Россию, но и напрямую между третьими странами – например, из Китая в США или страны Европы, напоминает гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Санкции фактически парализовали всю международную работу авиакомпании, говорит эксперт.

По его словам, рассчитать, как на грузовые и пассажирские перевозки повлияет потенциальное возобновление Китаем выдачи коллективных виз для групповых туристов, сегодня крайне сложно. «Туристический рынок Китая до пандемии [коронавируса] был большим, он исчислялся миллионами пассажиров в каждую сторону. Но за последний год из России уехала часть экономически активного населения. Для китайского туриста большое значение имел шопинг, а за последний год многие крупные иностранные бренды из России ушли», – констатирует Ланецкий.

Синицкий добавил, что возвращение ABC на рынок международных грузоперевозок с российскими самолетами Ил-96 едва ли позволит компании восстановить прежние объемы, так как грузоподъемность этих самолетов меньше, чем у грузового Boeing 747. Экономика рейсов на Ил-96 будет хуже также из-за менее экономичных двигателей, пояснил эксперт.