Ирак возобновит прокачку нефти в Турцию после решения ОПЕК+ о сокращении добычи

Ранее по трубопроводу прокачивалось почти 0,5% мировой добычи нефти
Umit Bektas / Reuters

Власти Ирака и представители автономного Иракского Курдистана предварительно договорились о возобновлении перекачки нефти по трубопроводу Киркук – Джейхан в Турцию. Об этом 3 апреля в своем Twitter сообщил глава департамента внешних связей регионального курдского правительства Лаук Гафури. Возобновление работы трубы, по его словам, возможно «на этой неделе».

Подробностей соглашения между Эрбилем и Багдадом Гафури не пояснил. 1 апреля Reuters сообщало, что курдская автономия и иракское правительство близки к договоренностям. По словам собеседников агентства, сделка заключалась в том, чтобы экспорт иракской нефти на север осуществлялся совместно иракской государственной компанией SOMO и министерством природных ресурсов Иракского Курдистана. Доходы, по словам источников Reuters, будут зачисляться на счет, контролируемый Багдадом.

Информации о перезапуске работы трубопровода предшествовало обнародованное днем 3 апреля решение стран – членов ОПЕК+ о сокращении добычи нефти на 1,66 млн барр./сутки в дополнение к договоренностям осени 2022 г. о сокращении добычи на 2 млн барр./сутки. Ирак обязался уменьшить производство на 211 000 барр./сутки.

Прокачка по трубе Киркук – Джейхан была остановлена 25 марта 2023 г., после того как Турция проиграла тянувшееся с 2014 г. разбирательство с Ираком в международном арбитраже в Париже. Ирак добился признания незаконными разрешений турецких властей на экспорт нефти иракскими курдами без контроля иракских властей.

В 2022 г. Багдад активизировал усилия, чтобы помешать курдам продавать нефть самостоятельно, предупредив покупателей нефти о судебных исках. Иракские власти обвиняли Турцию в нарушении двустороннего соглашения, запрещавшего покупать нефть у иракских курдов без санкции Багдада, но это фактически и происходило в 2014–2018 гг. (сам трубопровод был построен в 2007 г.). Второе дело по периоду после 2018 г. продолжает рассматриваться в арбитраже, процесс может занять около двух лет.

Цена на нефть марки Brent 3 апреля превышала $85/барр. около 01.00 мск (27 марта она торговалась в районе $76,4/барр.). В связи с остановкой прокачки нефти ряд нефтедобывающих компаний, работающих в Иракском Курдистане, снизили добычу или приостановили работу. Норвежская нефтяная компания DNO с 29 марта начала сворачивать добычу на месторождениях Тауке и Пешкабир (107 000 барр./сутки – четверть от общего объема экспорта курдского региона). Genel Energy, партнер DNO, сообщила об остановке добычи в Пешкабире. Канадская Forza Petroleum была вынуждена прекратить добычу 14 500 барр./сутки, а Gulf Keystone остановила добычу на месторождении Шайкан (55 000 барр./сутки). Из-за приостановки экспорта Эрбиль приостановил выплаты трейдерам, включая Vitol и Petraco, по сделкам с поставками нефти на сумму $6 млрд.

Трубопровод Киркук – Джейхан перекачивал около 450 000 барр./сутки, что составляет почти 0,5% мирового спроса (100 млн барр./сутки), отмечает главный аналитик «Открытие инвестиций» по нефтегазовому сектору Алексей Кокин. С учетом намерения Ирака снизить добычу в рамках соглашения с ОПЕК+ с рынка было бы выведено 661 000 барр./сутки.

Ожидалось, что решение [по трубопроводу] будет найдено быстро, так как никому из сторон длительная остановка не выгодна, подчеркивает Кокин. Фактически это вопрос раздела выручки между Багдадом и Эрбилем, и недаром делегация Иракского Курдистана сразу после арбитража отправилась в Багдад на переговоры. «Между тем некоторые производители вынуждены или закачивать нефть в резервуары, или останавливать добычу. Видимо, они не имеют достаточных мощностей хранения, ведь остановка добычи сопряжена с расходами», – говорит Кокин.

Сокращение поставок из Иракского Курдистана действительно подстегнуло рост [нефтяных] котировок на глобальных рынках, но нельзя считать его ключевым фактором роста, уверен старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. Приостановка погрузки курдской нефти в турецких портах скорее совпала с закономерным восстановлением стоимости Brent на прошлой неделе после рекордного снижения котировок в середине марта, считает Блохин.

Курды, устраивая экспорт нефти в обход иракского правительства, мотивировали свои действия тем, что они «недополучают» субсидии от нефтяных доходов Ирака и тем самым компенсируют упущенную прибыль, объясняет эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. Главный вопрос, который надо решить для возобновления работы нефтепровода, – согласование раздела доходов от нефти между курдами и центральным правительством, отмечает он.

Турция, хотя и всячески поддерживает на словах территориальную целостность Ирака, участвовала в нефтяных схемах с Иракским Курдистаном, потому что ей важно сотрудничать с региональными властями и господствующим кланом Барзани, считает научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН Амур Гаджиев. Это сотрудничество нужно Турции, чтобы бороться с Рабочей партией Курдистана (РПК): нужно согласие курдской автономии, власти которой настороженно-враждебно относятся к РПК, напоминает Гаджиев.