Подавляющее большинство россиян не знают о запрете продавать алкоголь в интернете

Потребители также пока не готовы начать покупать вино онлайн
Евгений Разумный / Ведомости

Почти четверо из пяти россиян до сих пор не знают о запрете онлайн-продажи алкоголя, отмечается в исследовании ВЦИОМа, выполненном по заказу Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). А около 70% опрошенных не планируют покупать алкоголь в интернете, следует из опроса. Копия документа есть в распоряжении «Ведомостей».

Исследование ВЦИОМа подготовлено в рамках обсуждения правительственного эксперимента по дистанционной продаже алкоголя. 7 апреля правительство утвердило план, по которому с ноября 2023 г. россияне получат возможность покупать отечественное вино на сайте «Почты России». Опрос проводился в середине марта 2023 г. среди граждан РФ старше 18 лет, в нем приняло участие 1636 респондентов. «Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%», – отмечается в документе.

В рамках исследования респондентов спросили, знают ли они, что законодательство не допускает онлайн-продажу алкоголя, оставляя возможность только собрать заказ на сайте, но оплатить и получить уже в магазине. 79% опрошенных ответили, что впервые слышат об этом. Хуже информировано старшее поколение: в возрастной категории старше 45 лет не знают о запрете уже 87%.

«Покупателям не приходит в голову, что обычный товар, который стоит в открытом доступе на полках любого магазина, может быть запрещен в интернете. Это абсолютно нелогично с точки зрения покупателей и подходов к запретам», – объясняет результат опроса ВЦИОМа президент АКИТ Артем Соколов. Этим незнанием пользуется теневой бизнес, добавил он. «По нашим оценкам, оборот [нелегальной торговли алкоголем в интернете] может составлять до 30 млрд руб. в год», – отметил Соколов.

Также исследователи просили уточнить, стали бы респонденты приобретать алкоголь онлайн, если бы это было разрешено. 71% участников ответили, что «скорее нет, не стал(-а) бы». Как и в случае с предыдущим вопросом, среди респондентов старше 45 лет этот показатель выше – 80%.

«Готовность приобретать алкоголь онлайн, так же как и другие напитки, в случае законодательного разрешения декларируют 19% россиян. В группе от 18 до 44 лет – 27%, в группе от 45 лет – только 11%», – отмечают авторы исследования. Само по себе разрешение приобрести алкоголь дистанционно не увеличит его потребление, считают исследователи. «Только 5% опрошенных среди тех, кто ранее никогда не приобретал алкоголь, сказали, что стали бы оформлять онлайн-заказ, если бы это было разрешено законом (при пересчете на всю выборку это менее 1%)», – отмечается в опросе.

Потенциально более лояльная к онлайн-покупкам алкоголя аудитория – молодежь, жители Москвы и других городов-миллионников, заключают авторы опроса.

Также исследователи предложили респондентам выбрать те виды алкоголя, которые они стали бы приобретать онлайн. В этом вопросе допускалось несколько вариантов ответа. Оказалось, что 74% опрошенных выразили готовность покупать в интернете вино и шампанское, 62% – пиво и сидр и 61% – крепкий алкоголь. Всевозможные коктейли покупать в интернете оказались готовы лишь 10% респондентов. «Предпочтения при онлайн-заказе схожи с текущей практикой приобретения того или иного вида алкоголя», – констатируют аналитики ВЦИОМа.

В целом опыт покупки алкоголя есть у 85% россиян старше 18 лет, но в покупке спиртного чаще чем раз в месяц признались только 21% опрошенных, а о покупке несколько раз в неделю сообщили 6% респондентов.

АКИТ и онлайн-продажи спиртного

АКИТ активно участвует в обсуждении вопроса разрешения онлайн-торговли алкоголем в РФ. Помимо других участников в ассоциацию входят как маркетплейсы (Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет»), так и продуктовые ритейлеры и их направления онлайн-доставки – «Перекресток», Vprok.ru, «Азбука вкуса», «Ашан», «Лента», Metro, сеть алкомагазинов «Винлаб». АКИТ неоднократно предлагала разрешить онлайн-торговлю алкоголем крупным ритейлерам. В частности, такое предложение объединение направляло в феврале 2023 г. председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко и главе думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Андрею Клишасу, отмечали «Известия», а в марте 2022 г. АКИТ направляла такое письмо премьеру Михаилу Мишустину, сообщал «Интерфакс».

Следует иметь в виду, что подобные опросы измеряют не реальность как таковую, а ответы людей по этой реальности, а они могут быть не всегда честными, обращает внимание член совета Гильдии маркетологов Николай Григорьев. По его словам, тема употребления алкоголя наряду с обсуждением порицаемых обществом пороков, а также политики, секса и здоровья относится к предмету, который мало кто готов открыто обсуждать и признаваться в том, что придерживается той или иной точки зрения.

С одной стороны, покупка алкоголя относится к эмоциональным приобретениям, когда покупатель не планирует ее заранее, а принимает окончательное решение, стоя у полки в магазине, поясняет Григорьев. Это может объяснять, почему доля людей, которые говорят, что они пока не готовы покупать алкоголь онлайн, высока, продолжил маркетолог. С другой – с учетом развития технологий, особенно того же ChatGPT, голосовых помощников и систем умного дома онлайн-продажа алкоголя может стать реальностью в перспективе ближайших 10 лет, отметил Григорьев.

В качестве примера эксперт привел механизм, когда нейросеть анализирует поведение человека, его предпочтения, основанные на более ранних покупках, а также использует массив знаний о сочетаемости продуктов и информацию о доступных ценах и акциях. Исходя из этого, искусственный интеллект может искать в интернете и предлагать к покупке всевозможные товары, включая алкоголь, добавил Григорьев.

В нынешнем виде эксперимент по продаже только российского вина на сайте «Почты России» выглядит скорее как поддержка небольших виноделов Краснодарского края, которые не имеют возможности поставлять свою продукцию в федеральные сети, отмечает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Он считает, что онлайн-покупка алкоголя в РФ будет востребована, только если разрешить его продавать наряду с продуктами, которые потребитель заказывает в интернете. «Никто специально заказывать алкоголь не будет», – полагает Дробиз.

«В развитых странах до 30% алкоголя продается в барах, кафе и ресторанах, в пределах 10–15% продается через интернет, причем в основном это дорогая продукция», – отметил он. Около 55% алкоголя продается через магазины. В России же в барах, кафе и ресторанах продается 4% алкоголя, а 96% – в магазинах. Это происходит из-за высоких цен на алкогольные напитки – в 4–5 раз выше, чем в других странах, – и из-за меньшего числа заведений общепита, оценил Дробиз.

Одной из целей исследования было понять, приведет ли открытие онлайн-канала продаж алкоголя к увеличению потребления спиртного, добавил Соколов. По его мнению, результаты опроса говорят о том, что влияния на алкоголизацию [населения] онлайн-продажа алкоголя не окажет. «Нужно не только обезопасить, но и создать условия для тех, кто уже совершает подобные покупки, Размер теневого оборота показывает, что это явление носит массовый характер», – резюмировал он.