Минпромторгу предложили увеличить расходы на льготный лизинг грузовой и прицепной техники

Пока отечественные машины проигрывают китайским конкурентам по цене
Андрей Гордеев / Ведомости

Глава комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг («Справедливая Россия») попросил вице-премьера, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова выделить в 2023 г. дополнительно 5 млрд руб. из резервного фонда правительства на программу льготного лизинга колесных транспортных средств (ТС). «Ведомости» ознакомились с документом, направленным 4 апреля.

В письме Гартунга речь идет о прицепах, полуприцепах, надстройках (различных типов кузовов) на автомобильные шасси и грузовых автомобилях. Текст письма был подготовлен совместно с гендиректором ассоциации «Спецавтопром» Денисом Кудрявцевым (он подтвердил это «Ведомостям»).

«Спецавтопром» объединяет более 80 предприятий, выпускающих самоходную, специальную и дорожно-строительную технику (ДСТ).

Субсидии на льготный лизинг колесных ТС выделяются по постановлению правительства № 649 от 8 мая 2020 г. Ранее «Спецавтопром» уже просил расширить в 2023 г. программу льготного лизинга спецтехники (см. «Ведомости» от 24 января). Но тогда речь шла о самоходных машинах – тракторах, коммунальных и сельскохозяйственных машинах, которые субсидируются по постановлению правительства № 811 от 3 июня 2020 г.

По мнению Кудрявцева, в поддержке со стороны государства в виде льготного лизинга сейчас в первую очередь нуждаются отечественные производители надстроек на шасси. По его словам, российские предприятия под давлением импортеров из КНР, поставляющих на российский рынок дешевую технику, вскоре «могут лишиться коммерческих заказов».

В письме Гартунга указано, что льготный лизинг «является эффективной мерой защиты внутреннего рынка от ввоза в Россию импортных аналогов». Объем финансирования господдержки в рамках постановления № 649 на 2023 г., уточняется в документе, составляет 2 млрд руб. «Это крайне недостаточно для поддержки отечественных производителей колесных ТС на фоне насыщения российского рынка различной техникой китайского производства», – говорится в письме.

Кудрявцев сказал «Ведомостям», что активнее всего китайцы «ввозят самосвалы и седельные тягачи». Стоимость отечественных грузовиков, по данным Минпромторга, составляет порядка 10 млн руб., китайских – 8,5 млн руб. Стоимость китайского самосвала – в среднем 4–5 млн руб. против 5–6 млн руб. отечественного, следует из данных SBS Consulting.

Размеры предоставляемой субсидии составляют 10% от стоимости техники, но не более 500 000 руб. «Прогнозируемый в 2023 г. объем отечественного рынка ТС, соответствующих требованиям субсидии, составляет не менее 15 000 единиц. С учетом предельных размеров предоставления господдержки на льготный лизинг [в целом] понадобится 7,5 млрд руб.», – указано в письме Мантурову.

Гартунг заявил «Ведомостям», что, даже если запрошенные дополнительно 5 млрд руб. выделят, «это все равно полностью не покроет потребности в финансовых ресурсах», имеющиеся в данном секторе.

Представитель Минпромторга сказал «Ведомостям», что письмо Гартунга «будет рассмотрено в установленном порядке». Собеседник напомнил, что отечественным производителям спецтехники доступны другие меры господдержки: механизм кластерной инвестиционной платформы, субсидирование НИОКР и возможность заключения специальных инвестиционных контрактов. «Программы стимулирования спроса, в частности льготного лизинга, – это гибкий механизм, реагирующий на запросы рынка в случае необходимости. На сегодняшний день рынок в данном сегменте достаточно защищен», – говорит представитель Минпромторга. В Минфине не ответили на запрос «Ведомостей».

Коммерческий директор Челябинского машиностроительного завода (ЧМЗ) Константин Волокитин сказал «Ведомостям», что расширение программы льготного лизинга поможет производителям «предоставлять покупателям продукцию по хорошим ценам». Он уточнил, что ЧМЗ выпускает в год 1500 единиц различной ДСТ, в том числе полуприцепы и емкостное оборудование (вид надстройки на грузовое шасси). «Ведомости» также направили запрос в «Камаз».

В крупных лизинговых компаниях ожидаемо поддерживают инициативу. Гендиректор «Газпромбанк лизинга» Максим Калинкин напомнил, что в 2022 г. государство выделило на поддержку льготного лизинга 7,3 млрд руб. «Увеличение финансирования до этой же суммы на 2023 г. будет благоприятно воспринято всеми участниками рынка», – заявил топ-менеджер. Представитель «Европлана» сообщил, что отечественная колесная техника по итогам I квартала 2023 г. остается лидером по объему выдач в лизинг «во всех сегментах автотранспорта». От ее приобретения, по данным лизинговой компании, «останавливает именно цена». Поэтому любые субсидии и льготы, считают в компании, «сегодня очень нужны», говорит собеседник.

По данным «Газпромбанк лизинга», в 2022 г. доля нового грузового автотранспорта российского производства на рынке РФ превысила 50%. Но за два месяца этого года она уже сократилась до 36%.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что доля китайской техники на рынке растет, при этом российские компании «все еще сталкиваются со сложностями в поставке комплектующих». По данным SBS Consulting, за 11 месяцев 2022 г. только рынок самосвалов в РФ в штуках вырос почти на 40% до 25 000 единиц, доля российских компаний на нем снизилась с 44 до 33%, а доля китайских – выросла с 25 до 58%.

Поддержка машиностроительной отрасли, по мнению Бурмистрова, даст «синергетический эффект» и в других отраслях экономики.

Руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский считает, что льготный лизинг, предусматривающий скидку на технику при внесении первоначального взноса, – наиболее востребованная мера поддержки отечественных производителей грузовой техники и прицепов. Продление этой программы, по его мнению, также важно в свете высоких лизинговых ставок, что сдерживает спрос на технику и возможности по обновлению парка.