«Ингосстрах» изучает возможность покупки сервиса подписки на автомобили The Mashina

Конечное решение будет зависеть от итогов совместного проекта со стартапом
The Mashina

Страховая компания «Ингосстрах» рассматривает возможность приобретения сервиса подписки (долгосрочной аренды) на легковые автомобили The Mashina. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, знакомых с ходом переговоров компаний. По их словам, сервис может стать частью создаваемой экосистемы страховой компании.

Стороны могут выйти на сделку через несколько месяцев после начала совместного проекта по организации подписки на машины, говорит один из собеседников. Этот проект, по его словам, поможет страховой компании «получить данные об объекте потенциального вложения». Если сделка по каким-то причинам не состоится, то стороны точно продолжат сотрудничество как минимум на партнерских началах еще год, указывает один из собеседников «Ведомостей».

Автомобиль по подписке – это более длительная, чем каршеринг, аренда транспортного средства, при этом все заботы о машине берет на себя арендодатель. До СВО на Украине на российском рынке такие услуги в основном предоставляли компании, принадлежащие самим автопроизводителям: Hyundai Mobility, Volvo Car Drive, Kia Mobility, Skoda Smart Drive, Audi Drive. Сейчас практически все кэптивные компании автопроизводителей свернули свои операции в России, а подобный сервис работает у «Сбера» и «Яндекса», а также у стартапа The Mashina.

«Ингосстрах» и The Mashina 12 апреля запускают совместную подписку на автомобили. Провайдером самой услуги в этом эксперименте будет The Mashina, «Ингосстрах» будет монетизировать свою клиентскую базу за счет оформления страховых полисов. Стартап инвестирует в проект 500 млн руб., которые пойдут на закупку 150 машин большой тройки китайских брендов – Haval, Chery и Geely.

Представитель «Ингосстраха» сказал «Ведомостям», что по результатам эксперимента будет определяться «формат дальнейшего сотрудничества» между сторонами, не уточнив, каким именно он может быть.

Ключевым показателем для оценки успешности проекта, на основании которого будет приниматься решение о покупке «Ингосстрахом» сервиса The Mashina, является уровень интереса целевой аудитории к этому проекту, говорит один из источников «Ведомостей». Целевая аудитория – это мужчины и женщины в возрасте от 35 лет с доходом от 120 000 руб. в месяц, проживающие в Москве и Московской области.

Сервис The Mashina был запущен во второй половине 2020 г., первые выдачи автомобилей клиентам состоялись в декабре. За первый полный год работы стартап заработал 88 млн руб. выручки по РСБУ, а в 2022 г. удвоил этот показатель. В 2023 г. компания планирует выйти на точку безубыточности и увеличить парк в 3 раза до 1000 автомобилей с учетом проекта со страховой компанией.

Экс-гендиректор LeasePlan и независимый эксперт Сергей Дианин считает логичным завершением эксперимента приобретение страховой компанией провайдера автоподписки. По его словам, это позволит «Ингосстраху» не просто продавать страховые продукты, но и зарабатывать на ежемесячных платежах, на перепродаже выходящего из подписки автопарка и сопутствующих услугах.

«Оценка компании в текущей ситуации будет иметь небольшую премию из-за, по сути, отсутствия других рыночных игроков, которых хотя бы в теории можно приобрести. Потенциальная стоимость The Mashina может составить $10–12 млн», – полагает Дианин.

Страховые компании не раз пытались «нащупать взаимодействие» с автобизнесом, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Он считает возможной сделку M&A между компаниями, но обращает внимание на сохраняющийся дефицит на рынке, а также небольшой выбор возможных моделей автотехники для подписки.

«Ингосстрах» исторически входит в число сильнейших игроков на рынке автострахования, напоминает директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов. Не исключено, что в приобретении нового бизнеса акционер видит потенциальную синергию для своих многочисленных клиентов, застрахованных по автокаско или ОСАГО, и развивает для них клиентский сервис, рассуждает эксперт. Новый бизнес может получить также поддержку в виде потока новых клиентов, добавляет он.