Юрий Гордиенков с «Ижорских заводов» должен возглавить Балтийский завод

Это ускорит интеграцию верфи с ее основным заказчиком «Росатомом»

По словам собеседников, Гордиенков уже несколько недель находится на предприятии в должности спецпредставителя «Росатома» и принимает дела у действующего гендиректора Алексея Кадилова. Очередной пятилетний контракт с ним истекает 16 апреля и продлен не будет («Ведомости» писали об этом 14 марта).

Балтийский завод специализируется на атомном судостроении. С 2020 г. предприятие сдало «Атомфлоту» (ФГУП под управлением «Росатома») три ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт – «Арктику» (головной), «Сибирь» и «Урал». Сейчас в постройке находятся два ледокола серии – «Якутия» (спущен на воду) и «Чукотка» (на стапеле). Еще два судна заказаны «Атомфлотом», их строительство начнется в 2024 и 2025 гг.

Кроме того, «Атомфлот» в ближайшее время подпишет с Балтзаводом контракт на строительство ядерного заправщика за 25 млрд руб. («Ведомости» писали об этом 11 апреля). Предприятие также будет достраивать четыре модернизированных плавучих энергоблока для Баимского ГОКа, первая стадия строительства которых ведется в Китае. На верфи работает 6200 человек, сегодня это один из крупнейших судостроительных заводов России.

На данный момент Балтийский завод юридически не имеет отношения к «Росатому». Но до конца 2023 г. планируется передача контроля над верфью от ОСК госкорпорации. Об этом в январе говорил гендиректор ОСК Алексей Рахманов, а 10 апреля подтвердил Кадилов.

Источник «Ведомостей» на одном из судостроительных предприятий Петербурга утверждает, что Рахманов отказывается согласовать кандидатуру Гордиенкова в должности гендиректора Балтзавода до перехода контроля над верфью «Росатому». «Гордиенков – чужой человек для ОСК и управлять им будет сложно, а до передачи Балтзавода «Росатому» отвечать за сдачу заказов и за все проблемы предприятия будет ОСК», – объяснил он.

Гордиенков, по данным «СПАРК-Интерфакса», в 2017–2018 гг. работал на «Ижорских заводах» в должности заместителя гендиректора. В 2018 г. назначен на должность гендиректора. В январе 2022 г. досрочно покинул пост по решению совета директоров, который единогласно отправил его в отставку по соглашению сторон.

«Ижорские заводы» входят в машиностроительный дивизион Газпромбанка (ГПБ). Через полгода после ухода Гордиенкова, в августе 2022 г., ГПБ продал «Атомэнергомашу» (АЭМ; машиностроительный дивизион «Росатома») часть активов «Ижорских заводов», задействованных в производстве оборудования для атомной отрасли и нефтегазохимии. Стороны не раскрывали, какие конкретно мощности были проданы.

На отраслевом портале «Атомная энергия» говорится, что Гордиенков занимает должность главы филиала «АЭМ-технологии», который называется «АЭМ-спецсталь». На сайте АЭМ нет информации о том, кто сегодня возглавляет филиал.

В ОСК отказались от комментариев. В «Росатоме» и «Атомэнергомаше» на вопросы не ответили. «Ведомости» направили запрос в Минпромторг.

Главная проблема, с которой столкнется новый руководитель Балтзавода, – убытки предприятия, накопленные за последние годы, считает источник «Ведомостей» на одном из судостроительных заводов Петербурга. «По большому счету не так важно, кто возглавит завод. Гораздо большее значение имеет то, как финансовые проблемы предприятия будут решаться на более высоком уровне», – говорит собеседник. По его оценке, финансовая дыра в бюджете Балтийского завода составляет несколько миллиардов рублей. По данным «СПАРК-Интерфакса» на основе бухгалтерской отчетности предприятия, непокрытый убыток в 2019 г. составил 7,6 млрд руб., в 2020 г. он достиг 15,5 млрд руб. Данные за 2021–2022 гг. не раскрывались.

Директор по развитию отраслевого агентства «Портньюс» Надежда Малышева напоминает, что несколько лет назад ОСК уже проводила процедуру банкротства Балтзавода. Она считает, что передача этого актива основному заказчику, возможно, единственный способ сохранить работоспособность предприятия и продолжить строительство атомных ледоколов в условиях накопившихся финансовых проблем верфи.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что одними из главных факторов оздоровления Балтзавода должны стать интеграция с ключевым заказчиком («Росатомом») и продление строительства серии ледоколов проекта 22220. «Сейчас предприятие чувствует себя уверенно и устойчиво, мощности загружены, портфель заказов сформирован. Ключевыми вопросами остаются повышение эффективности управления финансами, ликвидация финансовых разрывов и реструктуризация финансовых обязательств», – говорит Бурмистров.

Эксперт полагает, что переход Балтзавода под контроль «Росатома» позволит реанимировать проект строительства сухого дока на Васильевском острове как альтернативу новой верфи на острове Котлин. Построить там новую верфь в августе 2022 г. предлагал президенту РФ Владимиру Путину гендиректор госкорпорации Алексей Лихачев. Бурмистров считает этот проект нецелесообразным в том числе из-за высоких рисков потери кадров при переносе мощностей.