Российский производитель сиропов хочет получить права на бренд Aperol

Нынешний владелец товарного знака сократил свою активность, но с нашего рынка не ушел
Paul Hanaoka / Unsplash

Компания «Вкусная жизнь», которая занимается производством сиропов, попросила снять защиту с товарных знаков Aperol и Aperol Spritz. Соответствующий иск к структуре итальянской компании Davide Campari – Milano (DCM), которой и принадлежат эти бренды, она подала в суд по интеллектуальным правам. Первое заседание по этому делу назначено на 19 июня. Запросы истцу и ответчику остались без ответов.

DCM помимо Aperol выпускает Campari, ликер Grand Marnier, вермуты Cinzano, игристое вино Mondoro и проч. По итогам 2022 г. выручка компании выросла на 24,2% до 2,6 млрд евро, чистая прибыль – на 26% до 387,8 млн евро. На Aperol в выручке приходится 21,6%, говорится в финансовой отчетности компании.

В марте 2022 г. DCM объявила, что прекращает инвестировать в Россию, она также отказалась от рекламы и продвижения своих напитков в нашей стране. Но о полном уходе с этого рынка компания не заявляла. В отчете DCM за 2021 г. говорилось, что Россия входит в топ-5 потребителей Aperol, а общая выручка от продаж всех напитков в этой стране составляла 60 млн евро. В отчете за 2022 г. финансовые показатели отдельно по России не раскрываются. В РФ за прошлый год было продано 133 000 дал Aperol, говорит источник «Ведомостей», имеющий доступ к мониторингу продаж.

«Вкусная жизнь» помимо сиропов под брендом Barline для алкогольных и безалкогольных коктейлей выпускает топпинги и наполнители для десертов, а также аксессуары для баров. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка компании по итогам 2022 г. выросла на 50,6% до 386,7 млн руб., а чистая прибыль, наоборот, упала почти в 2 раза до 5,9 млн руб. Владельцем компании, по данным ЕГРЮЛа, является бизнесмен Хаваж Духаев.

«Вкусная жизнь» просит прекратить охрану товарных знаков Aperol и Aperol Spritz по классу «сиропы и другие препараты для приготовления напитков», тогда как правообладатель производит под спорными брендами аперитивы, указывает юрист Nevsky IP Law Руслан Гафуров. По его словам, если DCM не сможет доказать, что она делает и продает сиропы, то рискует потерять права на знаки в этой категории. В Роспатенте, выступающем третьей стороной в деле, заявили, что иск подан, поскольку, по мнению «Вкусной жизни», спорные бренды не использовались владельцем в течение трех лет именно по классу сиропов.

Гафуров полагает, что DCM может попробовать доказать, что сиропы и аперитивы являются однородными товарами. Но для этого бренд должен иметь широкую известность на рынке. Aperol, по его мнению, является как раз таким товарным знаком. Так что у DCM есть шансы отстоять права на бренды, считает эксперт.

2,6 млрд евро

составила выручка компании DCM по итогам 2022 г., рост – 24,2%. чистая прибыль выросла на 26% до 387,8 млн евро

Отдельные российские компании пытаются воспользоваться ситуацией, связанной с уходом или сокращением активности иностранных компаний, чтобы заполучить известные товарные знаки, отмечает владелец бренд-агентства Kaufman Станислав Кауфман. К примеру, фирма «Фудвэй» пытается снять защиту с бренда Dr.Pepper, принадлежащего корпорации Coca-Cola. По мнению Кауфмана, после стабилизации ситуации и возвращения на рынок международных производителей начнется «разбор полетов» и тогда у тех, кто присвоил себе чужие международные марки, могут возникнуть определенные проблемы.

Получение российским производителем сиропов прав на бренд Aperol может привести к тому, что потребитель будет введен в заблуждение, прогнозирует исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев. По его мнению, покупатель решит, что производитель оригинального напитка расширил линейку товаров, и, таким образом, сделает выбор в его пользу. Для компании «Вкусная жизнь» получение прав на название Aperol, по крайней мере в короткий промежуток времени, может увеличить продажи, допускает Поповичев.

Собеседник в одной из торговых сетей говорит, что решение о том, ставить ли продукт из другой категории и другого производителя под названиями, схожими с известными, принимается на основе анализа перспектив продаж. Единственное ограничение – чтобы товары сознательно не мимикрировали, например, под тот же напиток Aperol. В таких случаях сети обычно просят производителей для допуска на полку поменять этикетку и упаковку.

По мнению Кауфмана, более правильными в ситуации ухода иностранных компаний с рынка выглядят решения заменить ушедшие бренды российскими. По его мнению, такая стратегия цивилизованнее, профессиональнее и долгосрочнее.