Минтранс просит продлить субсидии для авиакомпаний на лето 2023 года

Ведомство пытается не допустить роста цен на авиабилеты
Ведомости

Минтранс запросил правительственные субсидии для отечественных авиакомпаний на перевозки в летнем сезоне. Об этом 19 апреля заявил замминистра Игорь Чалик (его слова передает «Интерфакс»). Он не уточнил, какой объем средств запрошен. Представитель Минтранса также не назвал «Ведомостям» эту сумму.

Чалик напомнил, что в зимнем расписании с ноября 2022 г. по март 2023 г. авиакомпаниям было выделено 25,3 млрд руб. Это позволило перевезти 27,4 млн пассажиров внутри страны. «То есть это стимулировало и спрос, и низкие цены на билеты», – пояснил он.

Потребность в госфинансировании будет снижаться по мере выкупа иностранных самолетов, добавил Чалик. «Они [самолеты] выкупаются на российскую лизинговую компанию, соответственно, платежи становятся рублевыми. Да, часть расходов останется в валюте – запчасти, аэронавигационные сборы при полетах за рубеж, – но финансовая нагрузка значительно уменьшится», – отметил замминистра.

Он также уточнил, что перевозчики будут участвовать в софинансировании выкупа зарубежных воздушных судов (ВС). В середине марта 2023 г. правительство уже выделило 300 млрд руб. на выкуп 10 самолетов «Аэрофлота». Часть из этих средств, добавил Чалик, предназначалась также для дальневосточной авиакомпании «Аврора». Говорить о конкретных объемах средств на выкуп самолетов российскими эксплуатантами пока преждевременно, подчеркивает представитель Минтранса.

В прошлом году российские авиаперевозчики получили рекордные субсидии в размере 100 млрд руб. на покрытие расходов по перевозкам внутри страны. Средства были распределены между 32 авиакомпаниями, половину из них получила группа «Аэрофлот» (авиакомпании «Аэрофлот», «Россия», «Победа»). Это позволило российским авиакомпаниям смягчить снижение пассажиропотока из-за закрытия большинства международных направлений. В итоге пассажиропоток на авиатранспорте снизился в том году на 14% до 95 млн пассажиров.

За I квартал 2023 г. российские авиакомпании увеличили пассажиропоток на 4,5% до 20,7 млн человек относительно того же периода 2022 г. Как отметил Чалик, по состоянию на 16 апреля авиакомпании перевезли 24 млн пассажиров – на 709 000 человек больше, чем планировалось. Прогноз по пассажиропотоку на весь 2023 год составляет 101 млн пассажиров, говорил в конце марта министр транспорта Виталий Савельев.

Минтранс опасается, что из-за отсутствия субсидий перевозчикам цены на рейсы в летнем расписании вырастут. На совещании по подготовке к туристическому сезону 17 апреля 2023 г. Чалик прогнозировал рост цен на 15–30%. 19 апреля он скорректировал свой прогноз, заявив, что цены поднимутся «не выше инфляции» – в районе 5,3%. По словам замминистра, предыдущая цифра была «вырвана из контекста» и основана на «стресс-прогнозе» от авиакомпаний.

По данным Росстата, в марте 2023 г. стоимость полета в салоне эконом-класса по России составила почти 6000 руб. в расчете на 1000 км пути, что на 16% больше, чем в марте прошлого года.

О негативном влиянии отсутствия субсидий 17 апреля говорил и замруководителя Росавиации Владимир Потешкин. По его словам, снижение объема госсубсидий для авиакомпаний уже привело к сокращению 10 612 рейсов, 4947 из которых приходятся на труднодоступные регионы.

Ведущий эксперт центра экономики и транспорта НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко полагает, что Минтранс попросил господдержку «на уровне прошлого года» – около 100 млрд руб. При этом, по словам эксперта, правительство попытается не допустить роста тарифов.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что смысла в повторении большой прошлогодней субсидии нет. «Тогда отрасль находилась в шоковой ситуации, и ее разово поддержали», – объяснил он. Более того, продолжил эксперт, перевозчики показали хорошие финансовые результаты в 2022 г. По мнению Пантелеева, нужно сохранять программы субсидирования отдельных маршрутов – на Дальний Восток, региональные полеты в обход Москвы. «Хорошей историей будет господдержка туристических маршрутов», – добавил эксперт.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров полагает, что ведомство с помощью субсидии хочет смягчить рост цен. «Но если идти по такому пути дальше, нужно будет все больше и больше госсредств», – отметил Гусаров. По его словам, цены на авиабилеты «не могли не вырасти», поскольку подорожали запчасти и обслуживание самих самолетов.

В подготовке статьи участвовала Анастасия Бойко