Авиакомпания Saudia запустит регулярные рейсы в Москву

Перевозчик ведет переговоры с тремя столичными аэропортами
Budrul Chukrut / SOPA Images / LightRocket via Getty Images

Флагманский авиаперевозчик Саудовской Аравии Saudia (прежнее название – Saudi Arabian Airlines) в конце 2023 г. намерен открыть прямые регулярные рейсы из Джидды в Москву, рассказал «Ведомостям» источник, знакомый с ходом переговоров авиакомпании и московских аэропортов. Первые рейсы запланированы под начало туристического сезона в Юго-Восточной Азии. На первом этапе авиакомпания будет выполнять 2–3 рейса в неделю.

«Выполнение всех формальных процедур может затянуться на полгода. При желании их можно пройти и за месяц, но саудиты пока не торопятся», – рассказал он.

Источник «Ведомостей» в крупном московском аэропорту подтвердил наличие у саудовской авиакомпании таких планов и добавил, что Saudia ведет переговоры с «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково». Представитель «Шереметьево» воздержался от комментариев, в «Домодедово» и «Внуково» не ответили на запрос.

Представитель Минтранса напомнил, что межправсоглашение по авиаперевозкам между Россией и Саудовской Аравией заключено в феврале 2007 г., но уточнил, что на данный момент авиакомпании этой страны не обращались в Росавиацию с просьбой разрешить полеты в Россию. «Переговоры с авиавластями Саудовской Аравии по вопросам сотрудничества в области воздушного транспорта планируются в конце апреля 2023 г.», – отметил собеседник. Он рассказал, что сейчас право выполнять рейсы из России в королевство имеют российские перевозчики «Азимут» и Red Wings.

Представитель Red Wings «Ведомостям» рассказал, что авиакомпания имеет допуски на линиях Джидда – Махачкала и Джидда – Грозный. Авиакомпания подала документы на аккредитацию в авиационных властях Саудовской Аравии и ожидает разрешения на регулярные полеты по маршруту Махачкала – Джидда дважды в неделю. «На прошлой неделе (10–16 апреля) в Минтрансе [России] прошло совместное заседание с участием посла Королевства Саудовская Аравия с целью ускорения процедур по получению разрешения королевства на начало регулярных полетов по маршруту», – отметил собеседник. Red Wings получила разрешения на полеты из Махачкалы в Джидду и Медину в период хаджа (в 2023 г. длится с 26 июня по 1 июля. – «Ведомости»), добавил представитель авиакомпании.

«Ведомости» направили запросы в «Азимут», Saudia и Росавиацию.

На данный момент регулярное авиасообщение между Россией и Саудовской Аравией отсутствует. Saudia выполняла прямые регулярные рейсы из Джидды и Эр-Рияда в Москву во время чемпионата мира по футболу 2018 г. в России. Она летала в «Шереметьево», потому что состояла в одном авиационном альянсе (SkyTeam) с «Аэрофлотом». Тогда спрос на перевозки был связан с участием в турнире национальной сборной Саудовской Аравии.

В 2019 г. прямые регулярные рейсы между Москвой и Джиддой с конца мая выполняла российская авиакомпания Nordwind. Спрос был невысок: перевозчик летал по маршруту дважды в неделю. Собеседник «Ведомостей», работавший в тот период в Nordwind, говорит, что авиакомпания рассчитывала на полеты исламских паломников, следующих в Саудовскую Аравию. Авиакомпания прекратила полеты по этому направлению до начала пандемии в 2020 г.

До 2006 г. Saudia была крупнейшей авиакомпанией Ближнего Востока, после чего уступила пальму первенства Emirates и Etihad из ОАЭ. Сегодня в парке перевозчика 144 воздушных судна (для сравнения: у «Аэрофлота» – 179). Saudia эксплуатирует 93 самолета Airbus (среднемагистральные A320/321 и дальнемагистральный A330) и 51 Boeing (дальнемагистральные B777 и B787). Из базового аэропорта в Джидде компания выполняет рейсы в страны Европы, Африки, Юго-Восточной Азии и в города США.

Собеседник «Ведомостей» в российской авиакомпании считает, что Saudi полетит в Москву на самолетах Airbus A330 и Boeing 777, оптимальных для таких расстояний. По его словам, авиакомпания может делать ставку на транзитный пассажиропоток между Россией и странами Юго-Восточной Азии. «Получить визу в страны Европы гражданину РФ сейчас довольно сложно, к тому же такой перелет будет дорогим. Пассажиропоток между Россией и США никогда не был существенным настолько, чтобы транзитная авиакомпания делала на него ставку. Остаются рейсы в Юго-Восточную Азию, куда российский турист готов летать на отдых», – считает он.

Представитель аэропорта «Пулково» (Санкт-Петербург) сказал, что аэропорт заинтересован в развитии авиасообщения со странами Ближнего Востока, так как это один из приоритетных международных рынков и он перспективен для въездного туризма. «Суммарный пассажиропоток в страны Ближнего Востока в I квартале 2023 г. вырос на 48% по отношению к аналогичному периоду 2022 г. Потенциал этого рынка – более 1 млн пассажиров в год», – добавил он. Всего в 2022 г. аэропорт обслужил 18,2 млн человек. Собеседник добавил, что Саудовская Аравия обладает потенциалом религиозного, классического туризма и трансферного пассажиропотока благодаря развитым маршрутным сетям.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что Saudia не может на равных конкурировать с Emirates, Etihad и Qatar Airways исходя из размеров парка самолетов. Но перевозчик может конкурировать за какую-то часть существующего транзитного пассажиропотока либо сформировать собственный, уникальный поток, считает эксперт. «После введения санкций российские пассажиры пересели с отечественных и европейских авиакомпаний на рейсы Turkish Airlines и крупных перевозчиков стран Персидского залива. Часть этих пассажиров может воспользоваться рейсами Saudia, если авиакомпания на новом для себя рынке предложит интересные направления и конкурентные цены», – считает Пантелеев.

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий отмечает, что Emirates, Etihad, Qatar Airways и Turkish Airlines в сравнении с Saudia «играют в другой лиге». Но в отсутствие прежнего выбора международных направлений из Москвы саудовская авиакомпания может получить своего пассажира, считает он. Свою роль в поддержании пассажиропотока сыграют и туристы из Саудовской Аравии. «Саудовская Аравия – очень недооцененный рынок с точки зрения въездного туризма. Как правило, это состоятельные путешественники, которые летают семьей от четырех человек, останавливаются в 4–5-звездочных отелях. Путешествуют они обычно летом, когда у них жарко», – говорит эксперт.

Источник «Ведомостей», близкий к участникам переговоров, отмечает, что значительную роль в открытии рейсов играет позиция наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана Аль-Сауда.

Россия в последние два года активно переориентируется на взаимодействие с арабскими странами, это включает не только ТЭК и сотрудничество в рамках ОПЕК+, экспорт оружия, вопросы урегулирования конфликтов, но и логистику и авиаперелеты, что связано с туризмом и бизнес-поездками, говорит эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. Здесь Саудовская Аравия перспективна в первую очередь потому, что по инициативе «Видение 2030», которую продвигает наследный принц, страна намерена избавляться от нефтезависимости в пользу развития инфраструктуры и технологий за счет сверхдоходов от углеводородов, поясняет Семенов.

В Саудовской Аравии планируется развитие туристического кластера на островах в Красном море, что может стать одним из направлений поездок россиян, отметил эксперт. «Не стоит забывать, что Джидда находится рядом с мусульманскими святынями Меккой и Мединой и после установления регулярного авиасообщения исповедующим ислам гражданам России станет удобнее совершать как ежегодный большой хадж, так и его малый аналог – круглогодичное паломничество умра», – отмечает Семенов.