В 2022 году российский рынок курьерской доставки вырос на 24,5%

Его объем достиг 1,7 трлн рублей, подсчитали в РАЭК
Евгений Разумный / Ведомости

В 2022 г. российский рынок курьерской доставки вырос на 24,5% и его объем достиг 1,7 трлн руб., подсчитали в РАЭК. Данный сегмент будет показывать уверенный рост и в дальнейшем, в частности за счет укоренившейся привычки пользователей к быстрой доставке продуктов «до двери», полагают эксперты

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) подсчитала, что почти половина (47%) онлайн-продаж пришлась на продажи маркетплейсов, однако основным драйвером роста рынка стала доставка продуктов из супермаркетов, которая выросла за год на 66%.

При измерении объемов рынка РАЭК опиралась на совокупный объем выручки компаний сегмента или на выручку цифровых активов, если речь идет о подразделениях сетей супермаркетов, занимающихся доставкой своих товаров, уточнил «Ведомостям» представитель РАЭК.

Самым большим сегментом рынка курьерской доставки, как и в 2021 г., была доставка товаров из интернет-магазинов и маркетплейсов – на нее пришлось 788 млрд руб. (+13%). Еще 520 млрд руб. – это доставка продуктов (e-grocery). Рынок доставки готовых блюд из ресторанов вырос на 25% и составил 222 млрд руб. Единственный вид доставки, который, по оценке РАЭК, сократился по сравнению с 2021 г., – доставка документов, корреспонденции и посылок. В 2021 г. он составлял 170 млрд руб., а по итогам 2022 г. составил 158 млрд руб. (-7%). В РАЭК эту тенденцию объясняют сокращением трансграничной торговли, снижением экономической активности, а также переходом к получению таких отправлений в пунктах выдачи заказов (ПВЗ).

По оценке ассоциации, всего в России на рынке доставки работает более 1700 компаний, но треть из них оказывают услуги только в Москве, а половина работает в пяти регионах – столице и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Новосибирской области и Екатеринбурге. Среди топ-10 b2c-компаний, которые имеют собственную доставку или используют услуги внешних партнеров, в РАЭК называют маркетплейсы Wildberries, Ozon, сервисы «Самокат» и «Сбермаркет», «Яндекс.Еду» и т. д. А среди логистических компаний – «Почту России», СДЭК, DPD и др.

В исследовании учитывалась так называемая доставка «последней мили», когда курьер передает покупателю заказ непосредственно в руки. Количество доставленных «до двери» заказов выросло с 925 млн в 2021 г. до 1,16 млрд в 2022 г. Впрочем, этот сегмент пока составляет лишь пятую часть рынка доставки в городах. 79% доставок по-прежнему осуществляются до пунктов выдачи товаров, постаматов, а также грузовой b2b-доставкой.

«Услуги курьерской доставки «до двери» предлагает абсолютное большинство присутствующих на рынке компаний. Вместе с тем последние годы отмечаются активным ростом востребованности доставки в постаматы и ПВЗ», – отмечают в РАЭК. Доставка «до двери» превалирует в сегментах доставки продуктов питания и готовой еды, но по количеству заказов данные сегменты все равно отстают от сегмента электронной коммерции, отмечается в исследовании.

Ключевым драйвером рынка является рынок доставки продуктов из магазинов, подтверждает данные РАЭК гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Это связано с тем, что в отличие от большинства зарубежных стран в России практически не развит самовывоз товаров, он присутствует либо в локальных сетях, либо при покупке алкоголя, продажа которого в интернете сегодня запрещена законом. На рынке наблюдается консолидация, укрупнение сервисов, их вхождение в различные экосистемы, добавил Бурмистров.

«Сегмент доставки товаров электронной коммерции будет сокращаться, – говорит Бурмистров. – При этом будет расти доля маркетплейсов, у которых превалирует в структуре выдачи использование ПВЗ и постаматов. На рынке же e-grocery наблюдается расширение ассортимента товаров, в том числе за счет привычки клиентов к оперативной доставке. Также будет развиваться доставка в постаматы в крупных торговых центрах».

Рынок e-сommerce действительно консолидируется и все больше заказов идет через крупные маркетплейсы, соглашается с Бурмистровым партнер Cross Insights Борис Овчинников. Рост числа онлайн-заказов, очевидно, ведет к росту спроса на доставку до дома, впрочем, в большинстве случаев покупатели выбирают более экономный и гибкий вариант самовывоза из пункта выдачи заказов или магазина, отмечает он.

Сейчас в маркетплейсах действительно превалирует доставка в ПВЗ, подтверждает представитель Wildberries. Доля заказов с курьерской доставкой на платформе составляет менее 1% от их общего числа и продолжает снижаться, говорит он.

На Ozon 8 из 10 заказов клиенты маркетплейса забирают из пунктов выдачи, поделился данными представитель площадки.

Бурный рост рынка доставки продуктов уже сформировал привычку оформлять заказы с доставкой «до двери», отмечает руководитель профильного департамента «Последней мили» «Почты России» Сурен Аракелян. Пользователи сервисов «Почты» все чаще вместо ПВЗ выбирают доставку «до двери», говорит он. «Количество активных клиентов в I квартале 2023 г. выросло более чем в 2,5 раза, а объем заказов – в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – отметил Аракелян.

В дальнейшем рост рынка курьерской доставки продолжится, считает представитель «Вкусвилла». Это будет происходить благодаря вовлечению новых категорий потребителей и роста частоты заказов у тех, кто уже пользуется различными сервисами доставки, резюмировал он.