Польша планирует полностью запретить въезд фурам из России и Белоруссии

Это усложнит логистику, но не окажет критического влияния на российских перевозчиков
Виталий Невар / ТАСС

Министерство внутренних дел и администрации Польши внесло в правительство проект постановления о временном запрете на въезд в страну зарегистрированных в России и Белоруссии большегрузов. Документ опубликован 26 мая на сайте правительственного законодательного центра.

«Пограничное грузовое движение в пунктах пропуска через границу с Белоруссией для грузовых автомобилей, тягачей, прицепов, в том числе полуприцепов и автопоездов, зарегистрированных на территории республики или Российской Федерации, приостанавливается до особого распоряжения», – говорится в документе. Он должен вступить в силу на следующий день после опубликования.

В пояснительной записке к документу уточняется, что такая мера направлена на обеспечение общественной безопасности страны. Как сообщает польское издание Wprost Biznes, решение может быть ответом на предложение заблокировать движение польских грузовиков по территории России. Им предлагается разрешить только проезд от границы до ближайших таможенных терминалов для разгрузки или перецепки и запретить заправляться на российских бензоколонках по местным ценам, установив для них стоимость топлива на уровне цен Евросоюза (ЕС). По оценке спикера Госдумы Вячеслава Володина, в результате принятия таких решений Польша потеряет 8,5 млрд евро доходов. Предложение, по его словам, оформлено в виде обращения депутатов Госдумы к правительству о принятии мер к польским автоперевозчикам «в связи с антироссийской политикой властей республики».

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов говорил, что запрет на работу польских транспортных компаний на территории России не коснется этого региона. По его словам, вопрос уже проработан с российскими МИДом и Минтрансом. Польские перевозчики составляют 15–18% от всех иностранных компаний, которые доставляют грузы в Калининградскую область.

Российско-польские отношения обострились после того, как 29 апреля 2023 г. власти Польши изъяли здание русскоязычной школы при посольстве РФ. Также сообщалось, что польская прокуратура изъяла почти 800 000 злотых и более $912 000 (суммарно порядка $1,2 млн), заблокированных ранее на банковских счетах посольства и торгпредства России в стране.

Вероятность принятия польскими властями решения о полном запрете российских и белорусских большегрузов «достаточно высока», считает источник «Ведомостей» в крупном международном перевозчике. Он напомнил, что после принятия пятого пакета санкций ЕС российским грузовикам запрещено выполнение перевозок по территории ЕС за исключением перевозок некоторых товарных групп, которые могут выполняться только после получения разрешения компетентных органов стран – членов ЕС. По оценкам независимого промышленного эксперта Максима Шапошникова, речь идет о 2–4 млн т грузов в год, перевозимых только российскими компаниями.

Поскольку объем таких «разрешенных» перевозок крайне незначителен, анонсированное решение польских властей практически не скажется на проезде автопоездов, – отметил источник «Ведомостей» в другом перевозчике.

Но документ содержит также запрет на ввоз российских прицепов и полуприцепов, добавил он. По оценкам собеседника «Ведомостей» в крупном перевозчике, ежедневно на белорусских таможенно-логистических терминалах передаются несколько десятков полуприцепов перевозчикам ЕС, которые их вывозят в Европу, загружают на складах и возвращают на белорусскую сторону.

«Если запрет на их ввоз будет введен, то европейские перевозчики должны будут загружать свои полуприцепы, передавать их на белорусскую сторону и ожидать, пока российский или белорусский перевозчик вернет их после выполнения всех формальностей и разгрузки. Это несколько усложнит логистику», – пояснил он.

Проблема комплексная и сложилась еще до украинского конфликта и она касается в том числе снабжения Калининграда через территории Польши и Литвы, говорит научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский. В этих странах есть крупные логистические компании, ранее с ними были соглашения о квотах для грузоперевозчиков, отмечает он.

По словам эксперта, поляки, вероятно, хотят взять под свой контроль транзит грузов с основной территории России в Калининград. «Перехват значительной части транзита польскими и литовскими перевозчиками не критичен, но это значимо с точки зрения продовольственной безопасности Калининграда. Это в целом нарушает договоренности по транзиту», – полагает эксперт.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что международные перевозчики из России и Белоруссии в большинстве своем перерегистрировали транспортные средства в Казахстане. «Поэтому говорить о фундаментальных изменениях не приходится. Тем более что и до этого было большое количество ограничений», – считает эксперт.

Перерегистрация грузовиков в Казахстане полностью проблемы не решит, считает Офицеров-Бельский. «Повлиять на это Москве будет довольно сложно. Следует наблюдать, как поступит литовская сторона», – заключает эксперт.

В подготовке статьи участвовал Илья Лакстыгал