ФАС рассмотрит жалобу к пивоварне «Афанасий» на использование товарного знака «Тверской козел»

Но и в этот раз требование заявителя может остаться без удовлетворения
Александр Кряжев / РИА Новости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отменила решение собственного управления по Тверской области и отправила на новое рассмотрение жалобу AB InBev Efes к пивоваренной компании «Афанасий» на использование товарного знака «Тверской козел». Об этом говорится на сайте ФАС.

AB InBev Efes пожаловалась на «Афанасия» в Тверское УФАС еще в сентябре 2022 г. В портфеле иностранной компании есть пиво «Велкопоповицкий козел», тогда как ее оппонент выпускает пивной напиток «Тверской козел», который имеет сходные с ее брендами изображения козла. Однако антимонопольный орган не нашел каких-либо нарушений, решив, что стороны не являются конкурентами, а их продукция относится к разным типам товаров в разной ценовой категории: «Велкопоповицкий козел» от AB InBev Efes стоит 190 руб. за 1 л, а «Тверской козел» от «Афанасия» – 60–70 руб. за 1 л.

В феврале 2023 г. рассмотрение этого дела было прекращено. После этого AB InBev Efes обратилась в апелляционную коллегию ФАС. Там, в свою очередь, посчитали, что наименование продукции региональной компании и ее дизайн действительно напоминают бренды «Велкопоповицкий козел» и Velkopopovicky Kozel, входящие в портфель AB InBev Efes. «В ряде случаев использование схожего стиля может быть направлено на создание ассоциативной связи между товарами двух компаний, что является формой паразитической конкуренции», – сказано в решении апелляционной коллегии. В «Афанасии» от комментариев отказались. Также поступил и представитель AB InBev Efes, сославшись на то, что данное решение является промежуточным.

Региональное ведомство ошиблось как минимум в том, что знаки двух компаний, как и категория продукции (оба товара являются слабоалкогольными), не схожи, действия частной пивоварни «Афанасий» действительно могли вводить в заблуждение потребителя, говорит владелец брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман. По его словам, после ухода ряда крупных зарубежных брендов в 2022 г. многие локальные компании стали злоупотреблять практикой выпуска продукции, напоминающей известные торговые марки. Такие действия не требуют затрат на рекламу и других финансовых и умственных усилий, но дают возможность легкого заработка за чужой счет, пояснил эксперт. Он считает, что в этот раз AB InBev Efes, скорее всего, сможет защитить свои права. С ним не согласна юрист Nevsky IP Law Ульяна Цилюрик, которая считает, что делать такие выводы пока преждевременно. ФАС выявила лишь факт неполного исследования тверским управлением представленных в материалах дела доказательств, отмечает она. Кроме того, по словам юриста, «Афанасий» – крупный и известный игрок Тверской области, у компании давно сформировался свой фирменный стиль. Не стоит также сбрасывать со счетов исторический аспект: козел – это региональный символ Твери, в честь которого в городе основан целый музей, поэтому при повторном рассмотрении дела Тверское УФАС также может не найти нарушений, добавляет Цилюрик.

Компания AB InBev Efes была образована в 2018 г. путем слияния бизнесов AB InBev и Anadolu Efes на территории России. Она производит пиво под брендами BUD, Efes Pilsener, Spaten, Velkopopovicky Kozel, Hoegaarden, El Capulco, «Старый мельник из бочонка», «Клинское», «Белый медведь» и др. Согласно «СПАРК-Интерфаксу», выручка АО «Аб инбев Эфес» в 2022 г. составила 97,5 млрд руб., чистая прибыль – 12 млрд руб.

Холдинг «Афанасий» выпускает пиво и пивные напитки под брендами «Марочное», «Ремесленное», Nippel, а также молочную, мясную и рыбную продукцию. Его владельцем является тверской предприниматель Максим Ларин. Консолидированная выручка группы не раскрывается, но одна из основных структур холдинга – «Частная пивоварня «Афанасий» в 2022 г. увеличила выручку на 22% до 3,5 млрд руб., получив чистую прибыль в 117,9 млн руб.