Спрос на шаурму за год вырос в 2–3 раза

Это связано в том числе с удорожанием другого фастфуда – суши и пиццы
Евгений Разумный / Ведомости

Сервисы доставки и продуктовые магазины фиксируют рост спроса на шаурму (в Санкт-Петербурге более употребителен вариант «шаверма»). Об этом «Ведомостям» сообщили представители таких компаний, как «Яндекс.Еда», Ozon fresh, «Азбука вкуса», «Перекресток», «Донер42» («Додо пицца»), а также аналитической фирмы «Платформа ОФД» (крупнейший в стране оператор фискальных данных).

У отдельных игроков, по их словам, продажи этого блюда увеличились на 100–200%. К примеру, по словам руководителя проекта open kitchen сети «Перекресток» Алексея Кузнецова, за пять месяцев этого года было продано 590 000 шт. шаурмы. Это примерно в 2,5 раза больше, чем было реализовано в аналогичный период в 2022 г.

Более того, за весь прошлый год клиенты «Перекрестка» приобрели около 580 000 единиц данного блюда. Только в мае у сети «Донер42» продажи шаурмы год к году увеличились на 265% до 7,5 млн руб., сказано на сайте компании. Рост за первую неделю июня составил 234% год к году. Другие опрошенные «Ведомостями» игроки рынка абсолютных цифр не предоставили.

Представитель «Самоката» лишь подтвердил, что интерес россиян к сэндвичам и шаурме в этом году вырос в 2 раза по сравнению с первым полугодием 2022 г., а спрос на эту категорию в 6 раз больше, чем на готовую и замороженную пиццу, и в 15 раз больше, чем на роллы и онигири (блюдо из риса в виде треугольника или шара).

У «Вкусвилла» продажи шаурмы в июне выросли на 53% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Это связано в том числе с удорожанием другого фастфуда – суши и пиццы. При этом спрос на готовые роллы упал на 17%, добавляет представитель Ozon fresh.

Руководитель аналитики «Яндекс Еды» Роман Халкечев на конференции «Тема Еды» также сообщал, что компания составила список блюд с высоким потенциалом для ресторанов, его возглавила шаурма.

В компании «Платформа ОФД» сообщили, что шаурма показывает самый высокий рост продаж в натуральном выражении среди всего фастфуда. По словам представителя сервиса, в первые три месяца текущего года число покупок этого блюда выросло на 9%. Для сравнения: продажи пиццы в натуральном выражении выросли лишь на 4%, а роллов – на 5%.

Рост спроса на шаурму опрошенные «Ведомостями» эксперты объясняют невысокой стоимостью этого продукта по сравнению с другим фастфудом.

По данным «Платформы ОФД», средний чек на это блюдо сейчас составляет 171 руб., тогда как для бургеров, пиццы и роллов – 236, 378 и 435 руб. соответственно. Кузнецов также говорит, что шаурма – один из самых сытных и быстрых перекусов по доступной цене. Рост себестоимости, к примеру, рыбы делает суши более дорогим блюдом и, возможно, на фоне этого шаурма становится привлекательней по цене, рассуждает основатель «Китайских новостей» ресторатор Станислав Лисиченко.

Еще одна причина роста продаж связана с увеличением ассортимента. По словам генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, шаурма давно пользуется популярностью у потребителей, но сейчас это блюдо стали продвигать еще и крупнейшие ритейлеры («Перекресток», «Азбука вкуса» и проч.), а также сервисы доставки. По этой причине в продаже появились десятки новых позиций этого продукта, что также способствует росту спроса. Он напоминает, что, к примеру, у компании «Додо пицца», согласно ее отчетности, шаурма сейчас является самой популярной позицией в сети. В I квартале этого года она продала 8,5 млн шт. данного блюда, т. е. больше, чем пицц.

«Перекресток» в связи с ростом спроса на шаурму планирует увеличивать ассортимент этого продукта, подтверждает Кузнецов. У «Азбуки вкуса» уже сейчас продается 33 вида шаурмы, отмечает представитель ритейлера. Он также говорит, что динамика роста категории действительно выше, чем у пиццы и суши. Пересматривают меню в связи с активным спросом на шаурму и в «Донер42», сказала операционный директор этой компании Наталия Степанова.

Более того, у этого сегмента есть еще и большой потенциал для роста. По ее словам, рынок шаурмы не консолидирован, на нем нет сейчас большого институционального игрока или какого-то сильного бренда. Не все опрошенные «Ведомостями» эксперты с этим согласны. К примеру, Лисиченко отмечает, что вести бизнес с упором на один продукт всегда сложно, поэтому в случае с шаурмой этот рынок будет развиваться в рамках конкретных ресторанных сетей. Спрос на данное блюдо будет удовлетворяться кафе и ресторанами, которые просто расширят свой ассортимент, говорит эксперт. А общественный уполномоченный в ресторанной сфере Сергей Миронов обращает внимание, что это еще и рискованный бизнес. Он напоминает, что не так давно в Братске более 100 человек отравились шаурмой из-за наличия сальмонеллы в курице, при этом зараженное сырье пришло от поставщика с ветеринарным свидетельством и прочими документами. «Дело в технологии приготовления: мясо, нанизанное на бобину, срезается, и при этом в пищу попадают не только запеченные, но и более глубокие слои, которые до конца не прожарены, в них может оставаться сальмонелла», – добавляет Миронов.