Экспорт подсолнечного масла по железной дороге на восток вырос в 15 раз

Это связано с ростом предложения российских экспортеров и изменением цепочек поставок
Егор Алеев / ТАСС

Поставки по железной дороге подсолнечного масла в направлении восточных портов для экспорта в январе – мае 2023 г. выросли в 15 раз до 200 816 т относительно января – мая 2022 г. Об этом свидетельствуют данные Информационного центра операторов (ИЦО), с которыми ознакомились «Ведомости». ИЦО – информационно-ценовое агентство, анализирует рынок грузовых вагонов на основе данных железнодорожных операторов.

Всего за пять месяцев 2023 г. на экспорт по железной дороге было отправлено 524 271 т масла против 378 226 т годом ранее, следует из данных ИЦО. За 2022 г. – 842 574 т масла. В 2022 г. подсолнечное масло в основном вывозили через порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) – на их долю пришлось 394 697 т, или 47%. Через Каспийский регион было экспортировано 120 601 т (14%) подсолнечного масла, Дальний Восток – 156 916 т (18%).

Но уже за январь – май 2023 г. доля экспорта подсолнечного масла железнодорожным транспортом через Дальний Восток выросла до 38%, через Каспий – до 19% (101 524 т), а через порты АЧБ, наоборот, снизилась до 28% (148 680 т).

По данным ИЦО, большая часть масла в восточном направлении шла в адрес Восточной стивидорной компании (ВСК; входит в Global Ports). На ее долю пришлось 159 653 т, или 80% отгрузок. Еще 6%, или 11 749 т масла, было отправлено во Владивостокский морской торговый порт (ВМТП; входит в Fesco). Коммерческий директор ВМТП Елена Казарина отмечает, что перевалка подсолнечного масла в 2023 г. выросла в несколько раз преимущественно за счет увеличения поставок в Китай и Вьетнам.

Основным перевозчиком продукта в восточном направлении стала компания «Европак-Юг» – она перевезла 103 905 т (52%) масла. Коммерческий директор «Европака» Сос Казарян также отметил, что перевозки подсолнечного масла выросли. По его словам, в 2023 г. «Европак» отправил на экспорт более 80 поездов с подсолнечным маслом, тогда как за весь прошлый год было отправлено только 62 состава. Он добавил, что через порты Дальнего Востока идет порядка 62% перевозок растительных масел (подсолнечное, рапсовое, соевое и др. – «Ведомости»). Еще 32% – через сухопутные погранпереходы, 6% – через порты АЧБ и Балтийского бассейна. Абсолютные цифры он не привел.

По словам исполнительного директора Масложирового союза Михаила Мальцева, за 2022 г. Россия экспортировала 3,7 млн т подсолнечного масла всеми видами транспорта. Таким образом, на долю железной дороги пришлось 23% экспорта. Несмотря на то что традиционным каналом перевозки масел является водный транспорт, роль перевозок по железной дороге в текущих условиях возросла, добавил Мальцев. За январь – май 2023 г., продолжил эксперт, было вывезено 1,78 млн т подсолнечного масла – на 11% больше, чем за аналогичный период 2022 г. Таким образом, на железную дорогу пришлось уже 30% перевозок подсолнечного масла.

Крупнейшими производителями подсолнечного масла в России являются «Юг Руси», ГК «Эфко» и «Астон». В сентябре – октябре 2022 г. они обеспечили 55% экспортных поставок, писал «Коммерсантъ». Директор дивизиона экспортного потенциала ГК «Эфко» Алексей Гаврилов сказал «Ведомостям», что экспорт подсолнечного масла компании идет с приростом порядка 20% год к году. Основные экспортные направления, по словам Гаврилова, – это Индия, Китай, Египет и Саудовская Аравия.

«Железнодорожные перевозки являются безальтернативным способом отправки продукции во многие страны Центральной Азии, на которые приходится значительный объем нашего экспорта бутилированного масла, а также при отправке продукции в порты», – объясняет директор по маркетингу ГК «Благо» Кирилл Мельников. Он отмечает, что объем экспорта растительных масел в целом не изменился и остался на уровне 96 000 т. Но произошло перераспределение отгрузок на восток, подчеркнул он.

Мельников добавил, что в экспорте компании выросла доля Китая: за пять месяцев 2022 г. объем поставок в эту страну составил 25 700 т, а за аналогичный период 2023 г. – 62 000 т. По словам топ-менеджера, это повлекло увеличение количества железнодорожных отгрузок в КНР: за весь 2021 год было отправлено 2040 контейнеров, за 2022 г. – 4090, а за пять месяцев 2023 г. – уже 2785.

Основными импортерами российского подсолнечного масла в этом году стали Китай, Турция и Индия, говорит Мальцев. По его словам, доля этих стран сейчас составляет 58% от общего объема экспорта. За январь – май 2023 г. Китай приобрел 448 000 т, Турция – 321 000 т, Индия – 272 000 т масла, перечисляет он.

По прогнозам Иностранной сельскохозяйственной службы минсельхоза США от марта 2023 г., Россия в нынешнем маркетинговом году (сентябрь 2022 г. – август 2023 г.) сможет поставить за рубеж 4 млн т подсолнечного масла, что на 900 000 т больше, чем в предыдущий маркетинговый год. В феврале прогноз составлял 3,85 млн т. Причиной повышения оценки американские эксперты назвали «более высокие темпы экспорта».

Россия является вторым в мире экспортером подсолнечного масла, первое место занимает Украина. В предыдущем маркетинговом году, по данным минсельхоза США, украинский экспорт составлял 4,5 млн т, или 41% от общемирового, российский – 3,1 млн т, или 28%. По мнению Мальцева, в текущем году есть все предпосылки, для того чтобы Россия стала крупнейшим экспортером.

Он считает, что рост экспорта подсолнечного масла в целом связан с большим предложением со стороны России из-за рекордного урожая. Более того, продолжил эксперт, внутреннее потребление подсолнечного масла не растет уже на протяжении пяти лет. Увеличение объемов перевозок масла в восточном направлении эксперт связывает с логистическими барьерами в АЧБ. Рост отгрузок по железной дороге в целом, по его словам, связан с пересмотром логистических маршрутов и перераспределением грузов.

Мельников добавил, что ключевые изменения в экспортной логистике случились в 2022 г., когда судоходство по Черноморскому бассейну практически прекратилось. «Транзит в Китай через Казахстан из-за высоких тарифов и длительных простоев фактически недоступен для поставщиков из России», – объясняет он. Единственная рабочая альтернатива, по словам Мельникова, – это отправка продукции через Дальний Восток по железной дороге через Забайкальск или дальневосточные порты.

Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин отмечает, что изменение географии рынков сбыта и санкции скорректировали логистику. Эксперт добавил, что до конца года тренд на активные железнодорожные перевозки масла в восточном направлении сохранится. Но при развитии международного транспортного коридора Север – Юг доля АЧБ снова будет расти, полагает он.

Представитель Минсельхоза сказал «Ведомостям», что в 2023 г. наблюдается рост поставок через порты Востока в направлении Китая. «Данный маршрут представляет собой комбинацию двух видов транспорта – желелезнодорожная поставка контейнеров до портов Дальнего Востока с последующей погрузкой на судно и доставкой в порты КНР», – пояснил собеседник. 

Рост поставок в Китай, по словам представителя Минсельхоза, обусловлен увеличением спроса КНР на растительное масло после снятия ковидных ограничений, а также развитием сервиса по доставке наливных грузов с использованием ж/д и морского транспорта через Дальневосточный регион.