Траты россиян на покупку электросамокатов и моноколес за год снизились на 10–20%

Это объясняется увеличением числа более дешевых моделей
Евгений Разумный / Ведомости

Средний чек за покупку электросамокатов в апреле – мае (на эти месяцы приходится пик продаж таких товаров) этого года составил 13 490 руб., по данным аналитического ресурса «Чек индекс» компании «Платформа ОФД» (крупнейший оператор фискальных данных страны). Это на 13% меньше, чем было в аналогичный период 2022 г. Такая же ситуация складывается и с моноколесами. Его средняя стоимость за год снизилась на 20% до 57 870 руб.

Покупатели в этом году выбирают более дешевые модели средств передвижения, говорит представитель компании Moneyplace (отлеживает продажи крупнейших маркетплейсов). По его словам, продавцы могли снижать цены, чтобы стимулировать реализацию товара. По данным этого сервиса, на Wildberries оборот категории в денежном выражении (54 млн руб.) снизился примерно на 11% апреле – мае по сравнению с прошлым годом, а на Ozon продали в 2,3 раза больше в штуках, но общая сумма покупок выросла меньше – в 1,9 раза (до 132 млн руб.). Ассортимент электросамокатов и моноколес действительно расширился, в том числе стало больше доступных по цене вариантов, подтверждает представитель «Чек индекса». Он добавляет, что выбор покупателя в пользу более бюджетных вариантов отразился на снижении среднего чека покупки.

При этом продажи электросамокатов растут, по крайней мере в онлайне. В январе – мае 2023 г. у Wildberries объем реализованной продукции в этой категории увеличился на 170% год к году, говорит представитель сервиса. По данным аналитиков «Сбермегамаркета», с января по июнь количество проданных электросамокатов выросло в 1,7 раза, а моноколес – на 67%. Данные по средним чекам они не предоставили. В целом по этому сегменту аналитики ГК «F+ tech-Марвел» видят увеличение продаж на 80% в натуральном выражении: в январе – мае 2023 г. реализовали 90 286 шт. (на 2,2 млрд руб.) против 50 304 шт. (1,1 млрд руб.) в первые пять месяцев прошлого года, говорит ее бизнес-аналитик Артур Махлаюк. В топ-3 самых популярных брендов в этом году попали Kugoo (23,6%), Ninebot (16,6%) и Hiper (11,2%).

В традиционных магазинах ситуация другая. Так, объем реализации электросамокатов в них ощутимо снизился по сравнению с прошлым годом, рассказал «Ведомостям» собеседник в одной из сетей техники и электроники. Офлайн-продажи такой продукции снижаются, так как целевая аудитория покупает ее в основном онлайн, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Покупка электросамокатов больше характерна для пользователей маркетплейсов, где их приобретает главным образом молодежь, согласен представитель Moneyplace. Кроме того, по его словам, там еще и больше выбор моделей.

Если обычные самокаты еще могут стать спонтанной покупкой в офлайне из-за доступности и дешевизны, то перед приобретением электросамоката покупатель изучит модель, отзывы и уже после этого закажет товар на маркетплейсе, поясняют в Moneyplace.

Когда на рынке есть такой влиятельный игрок, как «Яндекс», использующий всю мощь своей экосистемы, мода на самокаты становится ожидаемой и предсказуемой, говорит директор по контенту и маркетингу TexTerra Александр Монахов. По его словам, все это формирует предложение на маркетплейсах, поэтому в данном случае рост продаж там закономерен. Бурмистров считает, что такой тренд будет продолжаться, при этом постепенно розничный спрос будет снижаться по мере расширения предложения в онлайне и усиления конкуренции на рынке кикшеринга, а в интернет-магазинах, где их можно заказать в том числе с доставкой из-за рубежа, продажи электросамокатов продолжат расти, прогнозирует он.