Лизинг дорожно-строительной техники в 2023 году растет на десятки процентов

Спрос стимулируют масштабные инфраструктурные проекты в стране
Андрей Гордеев / Ведомости

Выдача в лизинг дорожно-строительной техники (ДСТ) за январь – май 2023 г. выросла на десятки процентов. Об этом рассказали «Ведомостям» в крупных лизинговых компаниях: «Газпромбанк-лизинге», «ВТБ-лизинге» и «Европлане».

«Газпромбанк-лизинг», по словам гендиректора Максима Калинкина, за первые пять месяцев года увеличил объем нового бизнеса по лизингу спецтехники в 4 раза к аналогичному периоду 2022 г. – до 80 млрд руб. Объем выдачи ДСТ в штуках, по словам топ-менеджера, вырос на 150% до 8300 единиц против 3300 единиц в январе – мае 2022 г.

По словам гендиректора «ВТБ-лизинга» Антона Мусатова, за январь – май 2023 г. продажи ДСТ в лизинг в штуках увеличились на 58% год к году. Руководитель дирекции по продажам «Европлана» Иван Коровников сообщил «Ведомостям», что в указанный период объем выдачи ДСТ «прирос на 35%» в годовом выражении (топ-менеджеры не указали абсолютные значения лизинга ДСТ в штуках).

При этом спрос на ДСТ вырос не только в сегменте лизинга, но и в секторе краткосрочной аренды. По данным «Авито.Спецтехника», количество объявлений с предложением аренды ДСТ выросло почти в 2 раза – с 22 770 в январе – мае 2022 г. до 44 441 за такой же период этого года. Спрос на аренду, выражающийся в количестве запросов контактов по конкретному объявлению, вырос год к году на 43% в мае 2023 г.

Драйверами роста спроса на ДСТ, по мнению представителей лизинговых компаний, стали инфраструктурные и строительные проекты в России. Калинкин в качестве примера приводит реконструкцию автотрасс М1 «Беларусь», М4 «Дон», М12 Москва – Казань и М13. Мусатов добавил, что компания профинансировала закупку техники для строительства объездной дороги вокруг Волгограда и моста через Волгу в Саратове. «Кроме того, в России продолжают действовать программы льготного лизинга, которые стимулируют спрос», – добавил Коровников.

По данным Росстата, в России в мае 2023 г. ввели в эксплуатацию 7,2 млн кв. м жилья, что на 4,5% больше, чем в мае 2022 г. Президент ГК «Основа» (крупный девелопер) Александр Ручьев подтверждает тренд по росту спроса на ДСТ. «По предварительным оценкам наших партнеров, спрос на лизинг ДСТ вырос на 50%», – отметила директор департамента сметного ценообразования ГК «Гранель» Елена Миронова.

Среди причин роста спроса Ручьев отметил переход с европейской техники на китайские и российские аналоги, спрос со стороны новых регионов России (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области). «Кроме того, осенне-летний период – это самый активный сезон работ, поэтому часть такого всплеска связана с этим фактором», – добавил он.

В основном спросом пользуются китайские марки спецтехники, отмечают лизинговые компании. Например, у «Газпромбанк-лизинга» более 50% в продажах занимает техника из КНР – марки SANY, XCMG, SDLG, Zoomlion. Самыми востребованными марками в «ВТБ-лизинге» стали китайские Lonking, XCMG, Zoomlion, Liugong, а также техника «Беларус» от Минского тракторного завода. «Мы ожидаем, что к концу года доля китайских марок в сегменте продолжит увеличиваться», – прогнозирует Мусатов.

По словам Мироновой, подрядные компании закупают как отечественное оборудование, так и продукцию из Китая, в частности погрузчики.

Техника из КНР лидировала также и в сегменте машин с пробегом, добавляет Коровников. По его словам, этот тренд наметился еще в прошлом году. «Скорее всего, это связано с ростом цен и потенциальными проблемами с запчастями и сервисом», – полагает топ-менеджер «Европлана».

Китайская спецтехника занимает значительную долю импорта ДСТ еще с прошлого года. Как следует из презентации ассоциации «Росспецмаш» (объединяет компании, выпускающие порядка 80% ДСТ в России), импорт китайской ДСТ в Россию в 2022 г. вырос на 96% до 174 млрд руб. За I квартал 2023 г. импорт китайской техники, по данным ассоциации, составил 74,5 млрд руб. Общий импорт ДСТ также вырос: в январе – апреле 2023 г. он увеличился на 23% до $1,7 млрд (около 148 млрд руб. по текущему курсу).

Доля китайской техники на российском рынке тоже продолжает расти, следует из презентации «Росспецмаша». Если в 2021 г. она составляла 26%, то в 2022 г. – уже 50%, за I квартал 2023 г. – 64% (абсолютные цифры не приводятся). Импортная техника доминирует и в отдельных сегментах ДСТ в России. Например, доля импорта среди фронтальных погрузчиков составляет 94%, экскаваторов – 81%, автогрейдеров – 70%, дорожных катков – 65%.

По оценкам руководителя проектов SBS Consulting Дмитрия Бабанского, рост лизинга ДСТ продолжится «еще год-полтора». Коровников также ждет продолжения роста в течение всего 2023 года. Бабанский добавляет, что высокая положительная динамика в этом году обусловлена прежде всего низкой базой прошлого года.

Сколько дают на льготный лизинг

В 2023 г. на программу льготного лизинга самоходной техники (экскаваторы, автогрейдеры, комбайны и т. д.) и оборудования, применяемого в пищепроме и сельском хозяйстве, выделено 1 млрд руб. Еще по 1,3 млрд руб. бюджет выделит в 2024 и 2025 гг.

Эксперт отметил, что лидерство китайских марок связано с их агрессивной стратегией продвижения на российском рынке после ухода западных поставщиков. «В основном китайцы конкурируют за счет цены и сервиса, которые они могут предложить на фоне поддержки со стороны властей КНР», – пояснил эксперт. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавляет, что производители российской техники зависят от импортных комплектующих, а их производственные мощности не позволяют оперативно наращивать выпуск ДСТ в условиях повышенного спроса.

Представитель Минпромторга сообщил «Ведомостям», что отечественным производителям спецтехники, в том числе дорожно-строительной, доступны различные меры поддержки для стимулирования спроса и расширения производства: субсидирование НИОКР, механизм заключения специнвестконтрактов (фиксирует льготы в обмен на инвестиции. – «Ведомости»), льготный лизинг и др. Более того, добавил собеседник, Минпромторг поддерживает проект Минтранса по установлению минимальной доли отечественной ДСТ в парках организаций, участвующих в работах по строительству, реконструкции и ремонту дорог («Ведомости» писали об этом 28 июня 2023 г.). «Эта мера также будет способствовать росту спроса и наращиванию производства», – подчеркнул представитель Минпромторга.

В пресс-службе Росавтодора переадресовали запрос «Ведомостей» в госкомпанию «Автодор» (управляет платными трассами), где на вопросы не ответили. «Ведомости» также направили запросы в Минстрой.

В подготовке статьи участвовала Надежда Синцова