Производители тракторов хотят льготы, как у IT-отрасли

Вероятность такой серьезной поддержки в текущей ситуации маловероятна
Евгений Разумный / Ведомости

Ассоциация «Росспецмаш» попросила правительство РФ предоставить предприятиям сектора льготы, аналогичные действующим сегодня для IT-компаний. Соответствующее письмо было направлено на имя премьер-министра Михаила Мишустина 28 июня. В пресс-службе кабинета министров подтвердили получение, уточнив, что письмо перенаправлено в Минпромторг «для рассмотрения в установленном порядке».

«Росспецмаш» объединяет 240 компаний, выпускающих порядка 80% отечественной дорожно-строительной, сельскохозяйственной и другой специальной техники, а также пищевого оборудования. «Учитывая значимость отрасли и масштаб стоящих перед ней задач, [необходимо] предоставить предприятиям специализированного машиностроения льготы, аналогичные действующим в IT-секторе», – предлагает документ за подписью президента ассоциации Константина Бабкина. Он уточнил «Ведомостям», что речь идет о предоставлении льгот по страховым взносам и налогам.

Для всех аккредитованных Минцифры IT-организаций до конца 2024 г. действует нулевая ставка налога на прибыль, а для разработчиков отечественного программного обеспечения (они также должны входить в реестр министерства) еще и нулевой НДС. Для таких компаний также введены пониженные страховые взносы в Социальный фонд (с 1 января объединяет Пенсионный фонд и Фонд социального страхования) и Фонд обязательного медицинского страхования. Они уплачивают 7,5% с зарплат сотрудников вместо обычных 30%. Для IT-компаний в России также действуют и другие льготы: мораторий на проверки госорганами, кредиты по льготной ставке, упрощенный доступ к госзакупкам. Сотрудники IT-компаний могут приобрести жилье по льготной ипотеке со ставкой в 5% годовых.

В 2021 г. «Росспецмаш» уже обращался к вице-премьеру Дмитрию Чернышенко с похожей просьбой: распространить льготы на IT-подразделения предприятий ассоциации, не являющиеся самостоятельными IT-компаниями (юрлицами). Об этом писал «Коммерсантъ» (письмо также есть у «Ведомостей»).

Представитель Минпромторга сказал «Ведомостям», что просьба ассоциации может быть рассмотрена при условии наличия в структуре предприятий отдельного подразделения, осуществляющего разработку и реализацию российского ПО. «Минпромторгом России уже реализуется ряд мер стимулирования спроса на специализированную технику», – напомнил собеседник.

Ассоциация также пожаловалась в правительство на дороговизну металла, предлагая «путем сочетания стимулирующей налоговой политики и экспортных пошлин» обеспечить радикальное снижение цен до уровня его себестоимости, «т. е. оторвать ценообразование на металл в России» от деятельности Лондонской биржи металлов (LME). Речь идет о широком спектре продукции – от чугуна и плоского стального проката до никеля, меди и алюминия, пояснил Бабкин. Металлурги, по его словам, вопреки требованиям правительства так и «не отвязали» внутренние цены от экспортных.

По данным отраслевого агентства Metals & Mining Intelligence, российские внутренние цены на чугун выросли в период с начала 2023 г. по апрель на 46% до 32 750 руб./т на базисе FCA («погрузка на транспорт продавца в указанном месте») без НДС. Но с апрельских значений уже снизились на 12% до 28 750 руб./т на том же базисе. Цена трехмесячного фьючерса на никель на LME снизилась с начала года на 31% до $20 634/т на 29 июня. Цена трехмесячного фьючерса на алюминий там же сократилась с начала года на 9% до $2160/т на ту же дату.

В конце 2020 г. на металлургов жаловались строители, а в 2023 г. – Минпромторг и Минстрой («Ведомости» писали об этом 10 марта).

Металлурги ожидаемо негативно отреагировали на эти предложения, назвав претензии ассоциации к ним необоснованными. Представитель «Северстали» заявил «Ведомостям», что цены на стальную продукцию в России не имеют привязки к международным индексам, а «определяются балансом спроса и предложения внутри страны». Источник в другой металлургической компании признает, что ценообразование черных металлов раньше действительно строилось на формулах, привязанных к экспортным ценам. Но этого уже давно нет, утверждает он. Поэтому, по его мнению, претензии «Росспецмаша» к металлургам необоснованны.

Как государство поддерживает машиностроителей

Сейчас для отечественных производителей спецтехники действует ряд мер господдержки. Например, принято постановление правительства № 1432 о субсидиях на приобретение сельскохозяйственной техники отечественного производства со скидками. В 2023 г. на эту программу предусмотрено 2 млрд руб. По поручению вице-премьера Виктории Абрамченко от 29 июня Минпромторгу, Минсельхозу и Минфину необходимо проработать вопрос ежегодного финансирования этой программы в объеме не менее 8 млрд руб. Для других видов спецтехники, в том числе сельскохозяйственной, доступен механизм льготного лизинга. На программу льготного лизинга самоходной техники (экскаваторы, автогрейдеры, комбайны и т. д.) и оборудования, применяемого в пищевой промышленности и сельском хозяйстве, выделен 1 млрд руб. на 2023 г. и по 1,3 млрд руб. на 2024 и 2025 гг. Объем финансирования льготного лизинга колесной техники (в эту категорию входят также прицепы и полуприцепы) составляет 2 млрд руб. Также производителям доступны субсидирование НИОКР и механизм заключения специнвестконтрактов, который фиксирует льготы в обмен на инвестиции.

Собеседник добавляет, что в условиях двукратного профицита производства металла над внутренним потреблением «никакие пошлины не позволят снизить цены», но при этом могут привести к отсутствию экономической эффективности экспорта и, соответственно, сокращению мощностей производства вплоть до 50%. «Ведомости» также направили запросы в другие крупные металлургические компании.

«Если представить себе, что предложения ассоциации воплощены в жизнь, государству, возможно, надо было бы рассмотреть возможность регулирования цен на саму спецтехнику – чтобы никто из участников рынка не выиграл от тех льготных условий, которые ему предоставлены», – заключает директор по инвестиционной аналитике «БКС мир инвестиций» Кирилл Чуйко.

Руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский считает, что снижение страховых взносов по аналогии с IT-отраслью позволило бы производителям отечественной спецтехники сдержать рост цен на свою продукцию. Гендиректор ассоциации «Спецавтопром» Денис Кудрявцев напоминает, что российские производители сейчас сталкиваются с жесткой конкуренцией и демпингом со стороны китайской техники («Ведомости» писали об этом 13 марта 2023 г.).

Бабанский скептически настроен относительно возможности получения такой серьезной поддержки со стороны государства. С ним соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Получение всех опций, которые доступны IT-компаниям, маловероятно, но какой-то объем льгот может быть предоставлен».

При этом, согласно данным самого «Росспецмаша», отечественные предприятия в этом году не снижают, а наращивают отгрузки по большому перечню продукции. Так, отгрузка на внутренний рынок дорожно-строительной техники в I квартале (данных за II квартал еще нет) выросла на 26% в денежном выражении и достигла 17,9 млрд руб. год к году. Прицепов и полуприцепов было продано на 16,4 млрд руб. (+24%). Но отгрузки сельхозтехники снизились на 11% до 52,2 млрд руб.

В Минэкономразвития заявили, что не видели предложений «Росспецмаша». В Минфине на запрос «Ведомостей» не ответили.