Сдача исследовательских судов для Росрыболовства сдвигается минимум на четыре года

Из-за санкций и необходимости перепроектирования они подорожали более чем вдвое
Источник «Ведомостей», близкий к Невскому ССЗ, утверждает, что строительство НИС зависло на начальной стадии/ Юрий Белинский / ТАСС

Росрыболовство предложило подведомственному Всероссийскому научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) перенести сроки приемки двух научно-исследовательских судов (НИС) с 2022 на 2026 г. Об этом говорится в материалах Росрыболовства к заседанию комиссии правительства по развитию рыбохозяйственного комплекса, с которыми ознакомились «Ведомости». Заседание комиссии прошло 4 июля. 

Согласно документу, ВНИРО заказал два исследовательских судна проекта 17050 общей стоимостью 5,9 млрд руб. на Невском судостроительно-судоремонтном заводе (Невский ССЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию; ОСК). Контракт был заключен 18 декабря 2020 г., постановлением правительства № 1581 заказчику из бюджета выделена субсидия на НИС в размере 5,9 млрд руб. Заказанные суда ВНИРО должен был получить в конце 2022 г. НИС нужны для исследования ареалов обитания рыбы и формирования прогнозов по вылову.

Теперь строительство этих двух НИС оценивается в 13,7 млрд руб. и дополнительные средства (7,8 млрд руб.) в бюджете на это не предусмотрены, следует из материалов Росрыболовства. В этих условиях ВНИРО предложено внести изменения в контракт и перенести сроки сдачи судов на 2026 г.

По словам представителя Минпромторга, оба исследовательских судна заложены в 2021 г. «По информации ОСК, предполагаемый срок завершения строительства – конец 2026 г. при условии начала финансирования до конца лета текущего года», – отметил собеседник. 

Источник «Ведомостей», близкий к Невскому ССЗ, утверждает, что строительство НИС зависло на начальной стадии. «Заказчик вносил изменения в проект, его приходилось перерабатывать. После введения санкций пришлось закладывать в него новое оборудование. В результате суда выросли на несколько метров в длину и ширину. Чтобы сохранить требуемую скорость, потребуются более мощные двигатели», – объясняет собеседник.

С учетом отсутствия финансирования верфь не успеет сдать заказанные суда к 2026 г., полагает источник. По его оценке, верфи потребуется 4–5 лет на постройку судов после получения дополнительных средств. «Успеть к 2026 г. можно, только если подключить к строительству одну из турецких верфей: начать строительство там, а завершить в Шлиссельбурге (там расположен Невский ССЗ. – «Ведомости»)», – рассуждает он.

После введения санкций и отказа западных производителей поставлять общесудовое и научное оборудование для судов новый проект НИС с российскими приборами и элементами разработан и согласован вместе с РКБ «Петробалт» и «ОСК-движением» (проектно-конструкторская структура ОСК. – «Ведомости»), говорит представитель Росрыболовства. По его словам, был разработан перечень судового комплектующего оборудования, 73 позиции из которого будут внедрять в рамках проектов. 

Представитель Минпромторга подчеркнул, что перепроектирование судов в полном объеме не завершено, по отдельным позициям продолжается поиск поставщиков комплектующего оборудования.

Правительство готовит постановление, в котором будут прописаны новые сроки и сумма строительства НИС, говорит источник «Ведомостей», знакомый с обсуждением данного вопроса. В ОСК от комментариев отказались. «Ведомости» направили вопросы в Минсельхоз и правительство РФ.

В мае Минсельхоз уже отказался от строительства трех других НИС проекта 23460 общей стоимостью 70 млрд руб. («Ведомости» писали об этом 31 мая). В материалах Росрыболовства говорится, что на начало строительства первого судна этой серии в 2022 г. было выделено 900 млн руб. Эти средства были перераспределены на решение «актуальных задач Росрыболовства и Минсельхоза, в том числе на проведение пяти важнейших экспедиционных ресурсных исследований», следует из материалов.

Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин говорит, что бюджетные субсидии, как правило, выделяются на конкретный временной период. Если они не расходуются в целях проекта, этот вопрос либо поднимается на уровне ведомств, либо средства возвращаются в бюджет. «Полагаю, в силу кратного удорожания судов субсидия с высокой долей вероятности должна быть возвращена в бюджет», – добавил он.

С учетом ослабления курса рубля и необходимости замены судового комплектующего оборудования из недружественных стран новая цена строительства может быть не окончательной, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он считает, что принимать решение об объеме инвестиций необходимо уже по итогам перепроектирования, а для удешевления серии количество судов в перспективе должно быть увеличено. Строительство НИС для обеспечения национальной безопасности должно быть максимально локализовано на территории России, считает Бурмистров.