У крупных торговых сетей начала снижаться рентабельность

Это связано с высокой конкуренцией на рынке и изменением ассортимента
Ведомости

Средняя рентабельность крупнейших торговых сетей по чистой прибыли по итогам 2022 г. сократилась на 0,4 п. п. до 2,4% по сравнению с позапрошлым годом. Об этом говорится в отчете компании «Infoline-аналитика», с которым ознакомились «Ведомости». Этот показатель упал впервые за четыре года. К примеру, в позапрошлом году он рос – на 0,2 п. п. до 2,8%.

Из публичных компаний рентабельность по чистой прибыли ухудшилась у X5 Group (на 0,2 п. п. до 2%), «Магнита» (на 1,4 п. п. до 1,4%), «Ленты» (на 1,8 п. п. до 0,9%) и Fix Price (на 1,6 п. п. до 7,7%). Снизилась она и у некоторых непубличных ритейлеров – «Светофора» (на 0,7 п. п. до 1,8%), Metro (на 2,5 п. п. до 3,9%). Правда, у ряда торговых сетей этот показатель вырос. Например, у «Вкусвилла», Mercury Retail Group, «Ашана» и «Монетки». В X5 Group, «Магните» и «Вкусвилле» данные «Infoline-аналитики» подтвердили. Остальные ритейлеры не ответили на запросы.

По итогам прошлого года действительно наблюдалось падение валовой маржи у многих крупных игроков, включая X5 Group, «Магнит» и «Ленту», подтверждает ведущий аналитик ИК «Велес капитал» Артем Михайлин. Он связывает это с ростом доли товаров по промоакциям в выручке ритейлеров, а также с изменением ассортимента, увеличением стоимости логистики и проч. Он напоминает, что увеличение числа продуктов по промоакциям и просто дешевых товаров является естественным ответом на снижение спроса в условиях экономической нестабильности. Ухудшение рентабельности отдельных ритейлеров связано еще и с особенностями их бизнеса, добавляет генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Например, Metro в октябре – декабре столкнулась с техническими сбоями в IT-системе, что привело к падению продаж, а на показателях «Ленты» сказался отток трафика в онлайне. Кроме того, по словам Бурмистрова, продолжительное снижение эффективности у последней может быть связано с неудачной интеграцией приобретенных сетей Billa и «Семья» (они два года показывают падение сопоставимых продаж). Падение же чистой прибыли «Магнита» он объясняет в том числе инвестициями компании в производственные активы.

У крупнейших ритейлеров усиливается и ценовая конкуренция, поэтому они отвечают на это перераспределением бюджетов на развитие различных форматов торговых сетей, например жестких дискаунтеров, говорит академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса ВШЭ Александр Лебедев. По его словам, при этом сокращаются инвестиции в премиальный и средний сегменты. Поддержание широкого ассортимента товаров усложнилось из-за роста затрат на логистику, также сети вынуждены увеличивать резервы на замену и ремонт импортного торгового оборудования, что влияет на чистую прибыль, говорит Лебедев.

195,3 млрд руб.

составила совокупная чистая прибыль российских ритейлеров по итогам 2022 г. По сравнению с предыдущим годом она выросла лишь на 2,4%. К примеру, у X5 Group этот показатель увеличился на 7,7% до 52,2 млрд руб., а у «Магнита» он уменьшился на 34,1% до 34,1 млрд руб. Сократили чистую прибыль также «Лента», «Светофор» и Metro.

Глобально 2023 год обещает быть более сложным с точки зрения конкуренции, считает Бурмистров. По его словам, беспрецедентно высокого уровня промо- и ценовой конкуренции, как в IV квартале прошлого года, сейчас нет, но в то же время инфляция замедляется, потребительские настроения неустойчивы и ритейлеры продолжают активно соперничать, отмечает он.