Чем грозит Украине и Европе остановка судоходства по Дунаю

Атаки на порты в устье реки создают риски для десятка недружественных стран
Судоходство в устье Дуная становится рискованным бизнесом/ Reuters

Удары Минобороны России, нанесенные во второй половине июля по украинским портам на Дунае, поставили вопрос о безопасности судоходства в восточной части этой крупнейшей водной артерии Центральной Европы. Еще 24 июля официальный представитель оперативного командования «Юг» ВСУ Наталья Гуменюк сообщала, что в результате обстрелов была повреждена инфраструктура одного из украинских портов на Дунае, не уточняя, какого именно. Крупнейшими украинскими портами на Дунае являются Измаил и Рени в Одесской области.

До этого Россия после окончания зерновой сделки и теракта на Крымском мосту атаковала портовую и военную инфраструктуру Одессы. Кроме того, Москва объявила северо-западные районы Черного моря временно опасными для судоходства. Минобороны официально объявило, что с 20 июля рассматривает все суда, идущие в украинские порты, как потенциальные перевозчики военных грузов. Страны, под флагами которых идут такие суда, Минобороны считает вовлеченными в конфликт на стороне Украины.

Дунайские порты Украины расположены в устье реки. Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер отмечает, что Дунай перед входом в Черное море делится на Килийское гирло (рукав) на Украине, которое сейчас «почти не используется», и Сулимское гирло в Румынии, по которому идет большая часть грузов.

Отраслевой эксперт на условиях анонимности пояснил «Ведомостям», что основные грузы, которые сейчас возят по украинской части Дуная, – это зерно на экспорт и оружие, идущее в обратном направлении. «Суда класса «река – море» загружаются в порту Измаил, поднимаются вверх по течению и уходят на территорию Румынии, после чего попадают в Черное море через порт Святой Георгий (Сфынту-Георге). Перевалка на суда класса «река – море» может вестись уже на рейде, после чего вдоль берегов Румынии и Болгарии они идут к Босфору», – объясняет он.

Кому важен Дунай

По длине Дунай занимает второе место в Европе после Волги – 2850 км. Он начинается на юго-западе Германии и протекает через 10 стран, в том числе Австрию, Венгрию, Сербию, Словакию, Болгарию, Румынию, Украину. На нем расположен ряд ключевых речных портов и несколько европейских столиц. Большинство стран бассейна Дуная присоединились к антироссийским санкциям и считаются недружественными.

По мнению собеседника, даже в случае полного уничтожения инфраструктуры портов Измаил и Рени перевалку зерна на речной транспорт можно будет вести в молдавском порту Джурджулешты, куда оно будет доставляться по земле. В этот порт с Украины ведет железнодорожная ветка.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский добавляет, что, если портовая инфраструктура на Дунае действительно будет разрушена, зерно можно будет везти и по земле, но объемы экспорта «существенно снизятся» (насколько именно, он не смог оценить).

По словам собеседника в одной из крупных судоходных компаний, до начала боевых действий на Украине в феврале 2022 г. основными грузами, которые возили по Дунаю на Запад, были зерно и уголь. Сегодня по этой речной артерии в южную часть Украины могут поставляться продукты питания, оборудование, строительные грузы.

По данным Администрации морских портов Украины (АМПУ), первые позиции в номенклатуре грузов порта Измаил по объемам перегрузки занимают зерновые и другая агропродукция, а также окатыши (металлургический полуфабрикат).

Украина активно загружала дунайские порты. В мае 2023 г. Измаил побил рекорд по перевалке грузов, сообщала пресс-служба АМПУ. К 9 мая порт обработал 6,19 млн т грузов, выполнив уже годовой производственный план. За весь 2022 год стивидоры порта обработали почти 6 млн т грузов, сообщал в Facebook (принадлежит Meta, компания признана экстремистской и запрещена в РФ) директор порта Андрей Ерохин, подчеркнув, что это показатели «золотых времен». В 2020 г. объемы перевалки грузов в Измаиле падали на 24,2% до 3,3 млн т. Доля Измаила в грузообороте украинских портов составляла около 2%.

Динамика роста грузооборота в порту Рени еще существеннее: в 2022 г. там обработано 6,8 млн т грузов, что в 6,5 раза больше, чем в 2021 г., сообщал и. о. руководителя АМПУ Алексей Востриков. В целом по всем украинским портам перевалка по итогам 2022 г. снизилась на 61,5% до 59 млн т.

В июле 2022 г. АМПУ объявляла о старте дноуглубительных работ в портах Измаил и Рени, чтобы восстановить глубины до уровня паспортных 7,2 м. Именно такая глубина обеспечена в Сулимском рукаве Дуная, по которому идет основной грузопоток.

Но активизация боевых действий создает риски для грузоперевозок по Дунаю. В частности, это касается страховок грузов и судов. «Крупные западные страховые компании прекратили работать на судоходном рынке Украины с начала СВО. Судовладельцы, которые там сейчас работают, либо возят грузы без страховки, либо их риски покрывает какой-нибудь украинский аналог российской РНПК (Российская национальная перестраховочная компания. – «Ведомости»)», – рассказывает источник «Ведомостей» в крупной судоходной компании. По его словам, судовладельцы, работающие без страховок, есть на любом рынке. Но обычно такие компании «поднимают ставки фрахта в 2–3 раза», замечает собеседник.

Но риски создаются не только для дунайских портов Украины, но и в целом для речного судоходства Центральной и Южной Европы. Например, уже в 2022 г. практически во всех странах ЕС в бассейне Дуная объемы грузоперевозок речным транспортом заметно снижались. Как следует из данных Eurostat, грузооборот речного транспорта в Болгарии упал на 31% до 12,55 млн т, в Румынии – на 11% до 28,6 млн т, в Венгрии – на 26% до 5,9 млн т, в Словакии – на 14% до 5,17 млн т.